Оптимальный вариант

На Столбцовщине оптимизировали торгово-производственную деятельность

Сокращение штатной численности оптимизировало организацию торгово-производственной деятельности в Столбцовском райпо

Зная хорошие отзывы о делах столбцовских потребкооператоров от руководящих работников Минского облпотребсоюза, при встрече в районе решил все же уточнить: какие наиболее сильные позиции у здешнего райпо. Вопрос не оказался неожиданным для его председателя Виктора Головко. Более того, успех сопутствует здесь практически всем приоритетным направлениям работы.

— Спору нет, наиболее результативная, доходная деятельность у нас торговая, — уточняет Виктор Константинович. — Торговля — это локомотив всего райпо, который неустанно тянет за собой все другие отрасли. От того, как мы управляемся в этой части наших забот по наиболее полному обеспечению запросов населения, зависит успех и по другим направлениям.

А результаты в торговле нынче не могут не радовать. За 9 месяцев года фактический темп роста розничного товарооборота составил 113,7 процента при прогнозном показателе 110,5 процента. Примечательно, что достигается это не любой ценой — при этом взвешивается каждый шаг, каждое действие и решение. В Столбцовском районе, как и в других, есть деревни и хутора, в которых проживает от одного до 50 жителей. Им требуются торговые услуги. И этих людей райпо не может оставить наедине со своими проблемами. Все они обслуживаются через выездную торговлю.

Мне повезло стать свидетелем пополнения парка райпо двумя новыми автомагазинами. Как пояснил Виктор Головко, два современных вездехода на базе МАЗа взяты в лизинг дополнительно к шести имеющимся автолавкам. И хотя деньги потребовались немалые, каждый фургон стоит 355 млн. рублей, но затраты оправданные. Теперь будут разработаны новые маршруты и графики выездов в деревни, где отсутствуют стационарные торговые точки. А в последнее время несколько их пришлось закрыть дополнительно из-за убыточности.

— Дело в том, что содержать в сельской местности объекты торговли, особенно в зимний период, когда требуются расходы на отопление, содержание истопника, не выгодно, — заключает руководитель. — И если учесть, что зимой уменьшается объем продаж, то убытков не избежать. Их перекрывают торговые предприятия, работающие в агрогородках, центральных деревнях. Но так бесконечно продолжаться не может.

Вот почему возрастает потребность в автомагазинах. С ними работать проще, пользоваться удобнее как самой организации, так и покупателю, подтвердил начальник отдела автотранспорта Геннадий Шашко. Передвижные фургоны отечественного производства укомплектованы современным торговым и холодильным оборудованием, способны «взять на борт» товара не меньше, чем его позволяет себе иметь маленький сельмаг. И если бы позволяли финансовые возможности, в райпо не прочь бы приобрести еще парочку таких авто.

Помнят в Столбцах и о том, что одним из условий эффективной работы торговых объектов, повышения качества обслуживания людей является организация торговли по методу самообслуживания. Только с начала года в такой режим переведено шесть магазинов. И что показательно, только за счет этого все они значительно, а точнее в 3—4 раза, увеличили товарооборот. А магазин «Оптовичок», где снижена торговая надбавка, прибавил аж в 6 раз.

Совершенствуется и система расчетов с покупателями. Приобретен и установлен 71 платежный терминал, что позволяет производить оплату по безналичному расчету. Немаловажно и то, что столбцовская торговля все энергичнее использует активные формы реализации товара: расширенные распродажи, ярмарки, выставки, встречи с товаропроизводителями, дегустации. По подсчетам специалистов, в нынешнем году за счет таких мероприятий дополнительно получено около 1 млрд. рублей товарооборота. Они рассматриваются и как резерв увеличения объемов продаж в будущем.

Все новации в райпо нужно рассматривать в связке с работой по реконструкции старых, вводу новых объектов, внедрению современных технологий. Особенно наглядно это прослеживается на примере отдела общественного питания и сети его предприятий, насчитывающих 600 посадочных мест.

Во время нашей встречи Виктор Головко произвел простую прикидку сделанного в общепите. Оказалось, что за четыре года его работы в должности в Столбцах первыми в области открыли пиццерию, позже — пивной бар «Аліварыя», кондитерский мини-цех, магазин кулинарии, который впоследствии перевели на самообслуживание. А еще произвели ремонт и реконструкцию двух ресторанов: «Турист» и «Неман». Кстати, последний представляет собой солидный обслуживающий комплекс, построенный еще в 80-е годы.

И при этом все ремонты здесь производят своими силами, своей строительной бригадой, что способствует экономии средств, которых, как водится, всегда в обрез. Делают все сами, потихоньку, помаленьку, зато надежно и добротно. Повсеместно в объектах общепита — современный интерьер, достойная мебель, приятная музыка. И кухня тоже, между прочим, в стиле названия того или иного объекта.

Например, многое из интерьера кафе «Привал рыцаря» во время республиканского праздника «Дожинки» перекочевало в палатку, в которой кафе работало в Молодечно. И, по наблюдению бармена Татьяны Мышковец, имело успех. Впрочем, популярно теперь кафе и у себя в городе. Конечно, это уже не прежняя забегаловка. Здесь и посидеть приятно, и угоститься тоже.

Право на приоритетное внимание со стороны руководителей всех уровней оставляет за собой также заготовительная отрасль. Может быть, и потому, что закупки излишков продукции с крестьянских подворий, дикорастущих ягод и грибов являются источником как дополнительных доходов населения, так и увеличения прибыли потребкооперации. За примером далеко ходить не надо. Недавно райпо отгрузило на экспорт, в частности в Латвию, 20 тонн замороженной и расфасованной черники. Поступившая валюта сразу же была продана, и на расчетный счет организации поступило 805 млн. рублей. Солидная прибавка, что ни говори. Подобные операции говорят лишь о том, что заготовительную деятельность нужно развивать. И в этом отношении у руководства есть конкретный план действий, включая реконструкцию мясоперерабатывающего цеха.

Эффективной, доходной работе в заметной степени способствовала и определенная реорганизация предприятия, которая осуществлена в этом году. Обособленные структурные подразделения (коопзагот­пром, комбинат кооперативной промышленности, автобаза и т.д.) теперь ликвидированы и вошли непосредственно в состав райпо. Оптимизирована и штатная численность. Если раньше в этих подразделениях был свой штат, своя бухгалтерия, кадровик, кассир и пр., то теперь один общий расчетный счет в банке со всеми, как говорится, вытекающими. В итоге удалось оптимизировать 43 единицы штатной численности. И хотя для председателя правления, его заместителей дел прибавилось, возрос документооборот, идущий прямо к руководству, реорганизация принесла свои плоды. «Я как руководитель лучше вижу теперь положение дел, диапазон проблем, поскольку больше общаюсь с кадрами, больше пропускаю через себя документов», — признается Виктор Головко.

Да и первые результаты оптимизации уже заметны. За три квартала т.г. получено более 500 млн. рублей чистой прибыли — более чем в 4 раза выше прошлогоднего. Но основные дивиденды еще впереди, в том числе и в последующие годы.

На снимке: председатель правления Столбцовского райпо Виктор Головко (слева) и начальник отдела транспорта Геннадий Шашко осматривают только что полученные автомагазины.

Фото: Николай КОРОЛЬ

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter