Оптимальная модель

Эксперты ООН поставили Беларусь на лидирующие позиции среди стран СНГ и по индексу человеческого развития. Так в чем особенности нашего пути? Куда мы движемся и к чему придем?
Дефицит, очереди, безработица... В жесткие реалии начала 90–х годов прошлого века сегодня даже верится с трудом. В 1996 году Беларусь одной из первых среди бывших республик СССР определила свою стратегию развития. И по сути, нам хватило десятилетия, чтобы не только оправиться от потрясений, вызванных развалом СССР, но и превзойти уровень 1990 года, с которым до сих пор «сверяют часы» постсоветские государства. По итогам 2004 года ВВП Беларуси превысил его на 15,7 процента. Лучший показатель среди стран СНГ не остался незамеченным.

В прошлом году влиятельные европейские издания, приняв во внимание высокие темпы социально–экономического роста, впервые назвали нашу страну «молодым тигром». А о белорусской модели развития все чаще стали говорить экономисты, политологи, ученые, подразумевая не только экономический, но и социальный аспект. Стабильные зарплаты и пенсии, отсутствие резкого расслоения на богатых и бедных, доступность образования и медицинского обслуживания... Эксперты ООН поставили Беларусь на лидирующие позиции среди стран СНГ и по индексу человеческого развития. Так в чем особенности нашего пути? Куда мы движемся и к чему придем? Порассуждать на эту тему мы пригласили в конференц–зал компетентных собеседников: заведующего отделом Института философии НАН, доктора философских наук, профессора Тадеуша Адуло, председателя Постоянной комиссии по образованию, культуре, науке и научно–техническому прогрессу Палаты представителей Национального собрания Владимира Здановича, заведующего отделом анализа экономических и региональных проблем Института социально–политических исследований Администрации Президента Андрея Козловича, генерального директора ООО СП «Санта Импэкс Брест» Александра Мошенского, заместителя директора Научно–исследовательского экономического института Минэкономики Виктора Пинигина, генерального директора ОАО «Горизонт» Юрия Предко, ректора Международного института трудовых и социальных отношений Валерия Толкачева, доктора экономических наук, доктора сельскохозяйственных наук, директора государственного унитарного предприятия «Племенной завод Закозельский» Николая Яковчика.

«СБ»: Все постсоветские государства так или иначе прошли путь перехода от плановой советской экономики к рыночной. Но Беларусь преодолевала его постепенно и осторожно. Насколько оправданным был такой подход?

Т.Адуло: Дело в том, что в Беларуси реформы проводятся не ради реформ, а с целью улучшения жизни наших граждан. Судите сами. Сегодня по сравнению с соседями у нас ниже уровень инфляции, меньше безработных, эффективнее промышленность, лучше положение в сельском хозяйстве, постоянно растет зарплата, которая в прошлом году вышла в среднем на 200 долларов в эквиваленте. Осторожничали? Да, но зато избежали «шоковой терапии», повальной приватизации и как следствие — поляризации общества. Тем не менее пришли к рыночной экономике, что подтверждает сформировавшийся частный капитал. В 2004 году в промышленности государственными предприятиями было произведено 41,6 процента продукции, предприятиями негосударственной формы собственности — 57,4 процента.

Сегодня стоит задача вписаться в мировой рынок, отыскать свою нишу. И при этом обеспечить достойный уровень жизни гражданам. Вот почему нужен очень взвешенный, глубоко осмысленный подход к решению этих задач.

А.Козлович: Говоря об особенностях белорусского пути, надо помнить, какое наследство нам досталось от СССР. Промышленные предприятия–гиганты, которыми никак нельзя было рисковать, отдавая в приватизацию. Ведь у нас они были не просто градообразующими, а государствообразующими, завязанными на десятки других производств, на сотни тысяч высококвалифицированных работников. Это и определило стратегию государства. Та же Прибалтика, например, которая пошла на полную приватизацию, в итоге фактически лишилась своей промышленности.

Важно учитывать и наш менталитет. Вспомните, как негативно был воспринят первый опыт приватизации. В 80–х годах обещали реформы, целью которых провозглашалось в том числе повышение благосостояния. Причем всего народа, а не 5 — 10 процентов. А что получилось? Главной задачей почти всех постсоветских республик стала в итоге борьба с бедностью. А вообще, особенности в развитии есть у каждого государства. Мы же знаем, что существуют североамериканская модель, японская, западноевропейская, в рамках которых выделяют шведскую, и т.д.

В.Толкачев: Считаю, главное условие любого развития — это движение вперед без каких–либо социальных конфликтов и потрясений. Чтобы не наступать на грабли и не повторять чужих ошибок, избежать тупиков и кризисов. Поэтому очень важно сбалансированное развитие экономической и социальной сферы. Не решать сначала одно, затем другое. И модель нужно рассматривать не как экономическую, а как социально–экономическую.

В.Пинигин: Рыночных экономик в чистом виде сегодня в мире не существует вообще. Во всех странах экономика в той или иной степени социально ориентирована. Нет экономик, где главенствуют только деньги. Развиваясь, каждая страна решает социальные проблемы. Народ в любом случае будет добиваться этого от правительства — через забастовки, например. Американскую модель, как, впрочем, и канадскую, тоже можно назвать социально ориентированными: там государство помогает и безработным, и инвалидам. Шведская модель предполагает еще более высокий уровень социальной защиты, который, прямо скажем, во многом зависит от уровня развития страны. В Беларуси сегодня мы можем решать социальные задачи настолько, насколько это позволяет ее экономическое развитие. Потому что если сейчас все свободные ресурсы направить исключительно на «социалку», отказавшись от вкладывания денег в основной капитал, в обновление производственных фондов, в развитие технологий, можно потерять набранные темпы. А это не позволит выполнять социальные программы в будущем. При разработке прогнозов социально–экономического развития, которой занимается наш институт, основной целью всегда ставится повышение благосостояния белорусского народа. А достигается оно с помощью модернизации экономики, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Но сегодня средства у нас ограничены. Поэтому и здравоохранение пока, может быть, не того уровня, который хотелось бы иметь, и образование, и доходы...

А.Козлович: Давайте не забывать, что США, которые вы упомянули как пример социальной защищенности граждан, живут отчасти и за счет других государств. А мы выжили, выстояли и начали развиваться практически без посторонней помощи. Вот еще одна особенность нашей модели.

Т.Адуло: К тому же и в США не все идеально. Там 44 миллиона человек — почти 17 процентов населения – не имеют медицинской страховки. Как хочешь, так и лечись в этой самой богатой в мире стране...

В.Зданович: Я считаю, что особенности белорусской модели закладывались не учеными и не политиками, а идут от людей, от жизни. Мне по роду работы очень часто приходится встречаться с людьми. И всегда слышу вопрос: когда мы будем жить лучше? Когда наша экономика заработает хорошо — такой ответ, думаю, не совсем верный. Было время, когда экономика работала относительно неплохо. В советский период она сориентирована была прежде всего на оборонный комплекс, и в этом направлении мы чего–то достигли... Но в других отраслях производилось множество товаров, которые никому не были нужны. И люди жили в богатой стране, я бы сказал, не очень хорошо. Сейчас у нас совершенно иной подход к стратегии общественного развития. Все это нашло концентрированное выражение в Конституции, где фактически и определен стратегический путь развития страны. Это демократическое, правовое государство с социально ориентированной рыночной экономикой. Другое дело, как мы намерены идти к поставленным целям. Если будем переходить к капитализму и произойдет расслоение общества, такой путь нашими гражданами не будет поддержан.

В.Толкачев: Термин «капитализм» — устаревшее понятие. Сейчас говорят, например, о постиндустриальном обществе, о демократическом обществе. Но я считаю, что полностью ориентироваться на западную модель нельзя. Запад — это совершенно иной мир, и там тоже не все так хорошо, как кажется. Особенно что касается духовно–нравственной сферы.

Т.Адуло: Конечно, есть там и безработица, и коррупция, и преступность. Есть также жесткая конкуренция, экономические спады, огромные психологические нагрузки, связанные с постоянным риском и т.п. Поэтому и хочется взять от рыночной экономики лишь хорошее, а от плохого отказаться. В принципе, так и происходит. В целом мы пытаемся идти путем, которым идут страны Западной Европы. Но в тактике отличия существенные, практически во всех сферах жизни.

«СБ»: В Беларуси изначально были определены главные приоритеты — экспорт, жилье, продовольствие, позже к ним добавились наука и здоровый образ жизни. Насколько эффективна их поддержка государством?

В.Пинигин: Вспомните начало переходного периода, когда произошла резкая либерализация экономики. Большинство предприятий оказались в «подвешенном» состоянии — между выживанием и увольнением тысяч работающих. Ориентация на социальную защиту населения и государственное регулирование экономики позволили тогда, кстати, сохранить многие из них, в том числе и экспортоориентированные, составляющие сегодня гордость и славу Беларуси. Да, им помогало государство на протяжении ряда лет. Но в результате предприятия выпускают конкурентоспособную продукцию, зарабатывая валюту для страны. Хотя сейчас уже пора отказываться от иждивенчества. Адаптация закончена.

Ю.Предко: То, что государство помогает промышленности, не иждивенчество, а мировая практика. Недавно министр финансов Великобритании, будучи с визитом в африканских странах, заявил, что Европа с ее высоким производственным потенциалом в 2005 году выделит на поддержание только промышленности более 300 млрд. евро. Не говоря уже о сельском хозяйстве. Поддержка промышленных производств — это возможность для них развиваться, двигаться вперед. К примеру, «Горизонт» в прошлом году увеличил объем производства более чем вдвое. В позапрошлом году — почти в полтора раза. Мы сейчас производим телевизоров больше, чем в самые благоприятные периоды СССР. Не помогало бы государство, наши возможности свелись бы к 2 — 5 процентам роста, не более. А на мировом рынке жесткая конкуренция, и, чтобы вписаться в нее, надо проводить агрессивную политику. Большие объемы производства повышают конкурентоспособность продукции. А заработанные деньги позволяют развивать ту же социальную сферу на предприятии. У нас, например, 9 детсадов, санаторий–профилакторий, спортивный комплекс, 3 общежития. «Социалка» не приносит доходов, но и убыточной не является. «Секреты» предельно просты. В детском саду, например, дополнительно к обязательному комплексу услуг ребенок может, по желанию родителей, за небольшую плату учиться английскому языку или игре на фортепиано. Платные услуги оказывает также медицинский центр. Детские оздоровительные лагеря за лето полностью зарабатывают на свое содержание и ремонт. На «Горизонте» около 1.000 человек заняты в социальной сфере, которая, кстати, тоже является источником повышения благосостояния работников. Средняя зарплата на предприятии сегодня 225 долларов в эквиваленте. Но если к ней прибавить бесплатное медицинское обслуживание работников и их детей, удешевление обедов за счет завода, то доходы каждого существенно выше. А первооснова всего этого — экономика, финансовое здоровье производства. Без государственной поддержки мы бы не имели того, что есть сегодня. Кстати, и в бурно развивающемся Китае государственная экономическая политика направлена на развитие промышленности.

Н.Яковчик: За последние лет 15 село потеряло ровно половину трудоспособного крестьянства. Сегодня в сельском хозяйстве занято 380 тысяч человек. Каждый крестьянин, помимо того что работает на продовольственную безопасность государства, дает 5 — 6 рабочих мест на предприятиях. И то, что аграрный сектор является в Беларуси одним из государственных приоритетов, — правильный подход. В последние годы хозяйства получают деньги из фонда поддержки сельхозпроизводителей, товарные кредиты, строят комфортное жилье. Результаты очевидны. Если в начале 90–х годов из деревни бежали в город все кому не лень, то сейчас этот процесс остановился. Во всяком случае, я это вижу на примере своего района. Наоборот, в деревню стали приезжать молодые образованные люди, окончившие сельскохозяйственные вузы и техникумы, которые раньше пополняли ряды таможенников, железнодорожников, милиции. Проблема пока в том, что зарплата в сельском хозяйстве, к сожалению, отстает от средней по стране. И некоторые специалисты, востребованные на селе, поработав год–другой, переходят туда, где им предлагают доходы в 2 — 3 раза больше. Выход один: наращивать объемы производства, зарабатывать прибыль. В Беларуси сельское хозяйство намного больше поддерживается государством, чем в России или Украине. Другое дело, что эту помощь мы пока не научились использовать с максимальной эффективностью. Однако с началом реализации программы возрождения села ситуация меняется. Деньги идут под конкретные целевые программы. Если же государство ослабит регулирование в сфере сельскохозяйственного производства, мы снова откатимся назад, как это произошло в начале 90–х годов прошлого века.

«СБ»: Понятно, что в переходный период регулирование государства может сыграть определяющую роль. А в перспективе?

А.Козлович: Раньше утверждали, что чем меньше государства в экономике, тем лучше. Но обратимся к мировому опыту. Когда в Америке наступила «великая депрессия» 1929 — 1933 годов, оказалось, что без вмешательства государства не обойтись. На переломных этапах развития его роль всегда возрастает. Это не выдумка политиков, это объективная необходимость. Впрочем, если обратиться к теории Кейнса, то там сказано, что капитализм можно сохранить, только усилив регулирующую роль государства. Зачастую, сравнивая наши и западные реалии, забывают, что у них относительное благополучие в экономическом плане. Хотя и сейчас там доля государственных расходов составляет порядка 45 — 50 процентов от всего ВВП. Вот этот факт говорит о роли и значении государства. Так что и в будущем, я думаю, ему из экономики уходить не стоит.

Ю.Предко: Другое дело, что, оказывая помощь предприятиям, государство вправе спрашивать с них, насколько эффективно они ею распорядились. И спрос должен быть жестким. На мой взгляд, в производстве сегодня, даже скажу так, излишняя демократия. А вот если каждый будет сполна отвечать за выполненную работу, то и в экономике, и в социальной сфере Беларусь продвинется еще дальше. Сегодня, к примеру, ни один инженерно–технический работник не готовит отчетности о проделанной работе. И оценить ее эффективность сложно. С другой стороны, в прошлом году на «Горизонте» контрольные органы отработали 1.100 человеко–дней. Получается, что каждый день предприятие проверяло 3 человека. Здесь, наверное, нужна более гибкая политика со стороны государства. Ведь в результате за 2,5 года налоговые проверки выявили нарушений на сумму всего около 1,5 млн. руб.

А.Мошенский: В Беларуси полная прозрачность экономики. Ни в одной стране бывшего СССР нет такого контроля со стороны государственных органов, в том числе и налоговых. По–другому у нас нельзя работать, потому что четко действует закон. На Западе, кстати, законы порой еще строже.

В.Зданович: Успехи реформ во многом зависят от состояния законодательной базы. Пока на практике шло формирование белорусской модели, параллельно нарабатывалась и она. Хотя законы еще, к сожалению, изменчивы. И этого мы пока полностью избежать не можем. Приходится учитывать все положительные и отрицательные моменты, возникающие на практике, брать на вооружение опыт других стран. Если, приняв закон, видим, что что–то мешает, сдерживает развитие, мы вносим изменения. Но, отмечу, в последние годы у нас происходит стабилизация законодательной базы. И когда мы добьемся ее полной стабильности, это даст дополнительный импульс к развитию. Будут более зримыми успехи и в экономике, и в социальной сфере. Ведь особенность белорусской модели развития состоит еще и в том, что главная общественная цель — это человек. Самый простой пример. Любой желающий получить образование согласно декрету Президента имеет возможность взять льготный кредит и учиться.

В.Толкачев: Президент всегда подчеркивает, что без образованных людей не будет будущего. Поэтому государство обязано со всей ответственностью относиться к проблеме воспитания и обучения, а также планирования подготовки кадров. Государство должно рассчитать, когда, сколько и какого профиля специалистов нужно готовить. А то ведь порой получается, что и частные вузы, и государственные готовят одних и тех же специалистов. В результате перекос: экономистов, юристов, учителей подготовлено больше, чем требуется. Планирование работы нужно прежде всего для того, чтобы обеспечить занятость молодых специалистов, только начинающих трудовую жизнь. Считаю, нашим законодателям в этом направлении есть над чем работать.

Т.Адуло: Тем более что при рыночных реформах, будем откровенны, меняется и сам человек. С одной стороны, он становится активным, целеустремленным и практичным, с другой — более замкнутым, эгоистичным. Особенно это заметно у молодежи. Актуальной становится задача формирования физически здоровой, морально устойчивой, эстетически и интеллектуально развитой личности.

В.Зданович: Тревожит тот факт, что сегодня, когда появился доступ к мощнейшим информационным источникам, молодежь получает однобокую информацию о том, что происходит в государствах Запада. А в результате создается иллюзия легкости и доступности красивой жизни, возможности получить все без приложения больших усилий и быстро. Навязываются индивидуализм, эгоизм, равнодушие. Такое положение оставлять без внимания государства нельзя. Нужен продуманный идеологический противовес.

А.Козлович: После распада СССР во многих республиках основное внимание уделялось экономическим вопросам. А ведь ставили когда–то задачу воспитать нового человека, и очень многое делалось в этом направлении. Человек был в духовно–нравственном отношении более здоров, чем нынешнее поколение в целом.

В.Пинигин: Откуда у нас появились так называемые деградировавшие личности? Это результат распада не только страны, но и того привычного уклада жизни людей, где они чувствовали себя хоть как–то социально защищенными. Посмотрите, как выросла в 90–е годы преступность? На улицу страшно было выходить. Если раньше люди от безысходности часто шли на преступления, кого–то манил легкий путь к обогащению, то теперь все более становится понятным, что заработать можно законным способом, трудясь на госпредприятии или делая свой бизнес, например. Позитивные сдвиги есть.

«СБ»: Интересно, а как представители бизнеса оценивают белорусскую модель развития?

А.Мошенский: Это объективный факт, который по–настоящему оценят лет через десять. Но белорусская модель уже доказала свою жизнеспособность во время переходного периода. Государство должно само решить, каким путем идти дальше, в зависимости от того, выгодно это для страны, для людей или нет. Будет расширяться частный сектор или нет — не столь важно. Главное, чтобы это было выгодно. Как говорил Дэн Сяопин, не важно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей.

Частный сектор у нас стал реальной частью экономики. Он доказал свое право на жизнь. Приведу в качестве примера одно из наших предприятий — «Санта Бремор», которое сейчас находится на 53–м месте в стране по величине уплачиваемых налогов. А среди всех предприятий Брестской области, по–моему, на 4–м или 5–м месте. У нас две с половиной тысячи человек работает в производстве и около тысячи — в торговле, на транспорте, в сфере обслуживания. В прошлом году мы выпустили продукции на 230 миллиардов рублей. Это говорит о том, что в Беларуси созданы условия для работы частных предприятий. Надо только соблюдать те правила, которые установило государство. Работайте, конкурируйте, честно платите налоги и развивайтесь. Никто вам мешать не будет. И Президент прямо об этом говорит. А какая форма будет более эффективной, та и будет основной.

«СБ»: А каковы прогнозы развития страны на ближайшие 5 лет: динамика роста ВВП, зарплаты?

В.Пинигин: Мы сейчас как раз готовим в институте 2 документа на перспективу — концепцию программы социально–экономического развития на 2006 — 2010 годы и концепцию прогноза социально–экономического развития на 2006 год. Конечно, важнейшим вопросом являются возможности экономического роста в стране как основы роста благосостояния на этот период. Да, сегодня мы достигли достаточно высокого уровня темпов развития — 111 процентов в прошлом году. Начало этого года тоже радует. Несмотря на проблемы с НДС в торговле с Россией, спровоцировавшие снижение экспортных поставок, за 2 месяца у нас достигнут почти 10–процентный рост ВВП и положительное сальдо в размере 125 млн. долларов. Показатели уникальные. Достаточно сказать, что подобный рост ВВП в начале года обозначился впервые. Обычная его динамика такова, что в начале года идет падение, которое выравнивается только к лету.

А.Козлович: Кстати, и инфляция за январь — февраль всего 1,7 процента, тогда как в России — около 4 процентов, Украине — 2,7 процента.

В.Пинигин: С другой стороны, наши промышленники все чаще сетуют на то, что производственные мощности многих предприятий загружены на 100 процентов. И возможностей для дальнейшего роста уже, мол, нет. Однако обследования, проведенные институтом и Национальным банком, показали, что это не так: загрузка в среднем по промышленности составляет порядка 60 — 70 процентов. Кроме того, за последние годы у нас значительно выросли инвестиции и процесс износа активной части основных фондов: машин, оборудования, передаточных устройств — практически остановился. Сейчас доля инвестиций в ВВП составляет около 25 процентов. Это достаточно высокий показатель, если иметь в виду, что, например, в США он равен 16 процентам. Другое дело, что от Советского Союза нам достались очень большие по размерам фонды, неадекватные ВВП — он был у нас не столь впечатляющим. Поэтому нынешних инвестиций и не хватает... К примеру, в странах Юго–Восточной Азии доля инвестиций в ВВП гораздо выше. Хотя это достигается, конечно, в ущерб социальному развитию. Но зато поддерживаются высокие темпы экономического роста. На перспективу мы тоже закладываем некоторое опережение темпов роста инвестиций над темпами ВВП, хоть они и планируются достаточно высокие — не менее 8,5 процента ежегодно. Это источник и увеличения доходов. По одному из вариантов концепции развития на пятилетку предполагается, что к 2010 году средняя зарплата по стране достигнет в эквиваленте 460 — 500 долларов, а инфляция не превысит 5 процентов. Естественно, что повысится размер пенсий и пособий. Безработица прогнозируется на том же уровне, что и сейчас, — менее 2 процентов от экономически активного населения. Так что возможностей для качественного улучшения жизни у нас с каждым годом появляется все больше. Важно другое: как мы сумеем ими воспользоваться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter