Эксперимент ГАИ: с какого расстояния можно увидеть человека с фликером и без?

Оптический обман

Кто не слышал о спасительных фликерах? Уверены, нет таких. Тот факт, что световозвращающие элементы на одежде значительно повышают шанс пешехода, идущего по неосвещенной дороге, быть замеченным, уже не оспаривается. Тем более что статистика на корню срезает все сомнения на сей счет: после введения в 2006 году обязательного ношения фликеров в темное время суток количество погибших на ночных дорогах сократилось с 601 до 223 пешеходов в год. Цифры говорят сами за себя. Однако дорожный травматизм в темное время суток до конца не изжит. В чем проблема? Парадокс, но, возможно, дело в том, что фликеры тоже бывают разные: одни действительно спасают жизни, другие дают лишь иллюзию безопасности.


Не исключено, что, закрепив на одежде светоотражающую полоску, вы не станете заметней на дороге. Сплошь и рядом можно купить подделку и даже не догадаться об этом. Казалось бы, выглядит как фликер, в темноте светится, что еще нужно? Но это как раз тот случай, когда размер, а именно световозвращающие характеристики, имеет значение. В УГАИ МВД провели необычный эксперимент, чтобы наглядно показать, как на дороге выглядят трое: человек, обозначенный качественным фликером; тот, кто приобрел подделку; и пешеход, который решил обойтись вообще без светоотражателя.

Эксперимент проводили в 5 километрах от Минска. На часах 19.00. Всего полчаса после заката, а ощущение, что уже глубокая ночь. На гравийной дороге чуть поодаль от напряженных в час пик трасс две машины ГАИ перекрыли километр пути. Действующие лица: мама, папа и их 12–летняя дочь Лиза заняли свои позиции примерно в километре от машины, в которой сидят эксперты. У Лизы полный набор — фликеры на обеих руках и даже маленький на шнурке на шее. Все изделия сертифицированы и прошли испытания. Сомневаться в их эффективности не приходится. У мамы тоже три значка — по два на руке и один на сумке. Они выглядят поинтереснее простеньких Лизиных, разноцветные: красный и синий. Их отличие в том, что сертификацию в нашей стране они не прошли. Старший инспектор по особым поручениям УГАИ Анна Банадык говорит, что такой фликер по незнанию можно приобрести где угодно, особенно на рынках. Как понять, правильный ли значок покупаете? «Сознательные производители всегда указывают, что световозвращающий элемент соответствует стандарту СТБ ЕН 13356–2006 «Изделия световозвращающие для пешеходов». К тому же такая продукция, как правило, отмечена водяными знаками», — Банадык напоминает, что информация должна быть указана на этикетке. Инспектор уверена: если написано, что изделие — это брелок или сувенир, то даже при внешнем сходстве они могут быть не световозвращающими. Такие фликеры не покупать. Эффективность на дороге от них может быть нулевая.

Анна Банадык.

Еще один фликер мама прикрепила на сумку и повесила ее на плечо. Забегая вперед, скажу, что этот фликер мы не увидели, даже когда подошли к маме вплотную. Частая ошибка: школьники цепляют значки на рюкзак сзади, а потом идут по правилам навстречу движению. Свет фар попросту не попадает на элемент, и толку от него на дороге — ноль.

Корреспонденты, инспектор и водитель напряженно всматривались в темноту. Слева и справа проступали ели и сосны, но никаких пешеходов видно не было. «Вижу девочку!» — за водителем Владимиром усмотрели отраженный свет и все остальные. Как подсчитали позже, заприметили Лизу мы на расстоянии 350 метров. Если бы Владимир ехал с включенным дальним светом фар, расстояние бы увеличилось примерно в два раза. Неплохо! Будь наша скорость не 40 километров в час, а все 90, у нас была бы возможность предпринять маневры, чтобы уйти от столкновения. Продолжаем движение. Маму мы увидели лишь секунд через 10. Видимость ее фликеров составила 85 метров — расстояние для скоростного движения уже критическое. Опытный водитель среагирует, но окажись на его месте новичок, недалеко до беды. Глава семьи по сценарию стоял между женой и дочкой. В черной куртке, штанах, туфлях и шапочке. Заметить его издали было просто нереально. Только когда до него оставалось 40 метров, свет фар выхватил из мрака лицо. До этого времени между мамой и Лизой будто никого и не было. А если бы он стоял с краю группы, возможно, его мы бы заметили еще позже. На скорости 90 километров в час такое расстояние водитель проезжает менее чем за секунду. Опаснейшая ситуация! Избежать наезда в этом случае не удастся никому — ни водителю, ни пешеходу.


Что ж, эксперимент получился весьма показательный. Надеюсь, его результат возьмут на заметку все участники движения. А ГАИ напоминает: передвигаться пешком следует только по тротуару или пешеходной дорожке. Если их нет, то по обочине. Коль и она непригодна для движения, то по проезжей части идти можно только навстречу движению транспорта, обязательно прикрепив на себя световозвращающий элемент. Увы, это как раз те правила, что написаны кровью. Кстати, за их несоблюдение предусмотрена административная ответственность. За отсутствие фликера — предупреждение или штраф от 1 до 3 базовых величин. Если при этом пешеход был пьян — штраф возрастает до 5 базовых. А если он стал причиной аварийной ситуации, то заплатит все восемь.

isaenok@sb.by

Советская Белоруссия № 203 (25085). Пятница, 21 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter