Никто из производственников не сомневается: необходимо производить продукцию, которую купят. И не через месяц или полгода, а завтра. Вроде бы простая идея для понимания, но сложная для реализации, в той же машиностроительной отрасли. Никто не знает, как спрос повернется.
Просчитать тенденции невозможно. Нет, аналитики и эксперты могут гадать на бумаге, но на основе чистых предположений строить производственные планы — большой экономический риск. Остается подстраиваться под жесткие условия рынка и переходить на новые формы работы, ориентируясь не на массово-серийное производство, а на конкретные заказы. Например, ПО «МАЗ» сегодня производит технику практически исключительно по заявкам покупателей. При таком подходе запасы готовой продукции снижаются. Но возникает другая проблема — оперативность реакции на заказ потребителя.
— Сейчас на предприятии сняты все ограничения и по серийности, и по сложности заказов, — отметил генеральный директор ПО «МАЗ» Николай Костень. Другими словами, предприятие готово выполнить любой каприз покупателя. Благо, линейка техники включает в себя около 500 моделей и модификаций, которые закрывают большинство ниш рынка грузовой автотехники.
В этом году ПО «МАЗ» удалось увеличить в разы поставки в страны Африки и Латинской Америки. Но новые рынки сбыта пока не могут компенсировать потери от снижения спроса в России. В прошлом году в эту страну было ввезено достаточно большое количество американских и европейских грузовиков, так сказать, про запас, ибо многие ожидали повышения таможенных пошлин на эту продукцию. Сказал свое слово и кризис. В итоге продавцов техники оказалось намного больше, чем покупателей. В начале года Минский автозавод на некоторое время вообще приостанавливал поставки в Россию: давал возможность очистить склады своим дилерам, которые уже пришли к нулю по некоторым моделям. Значит, сбыт на Восток в ближайшее время должен постепенно увеличиваться. По прогнозам Николая Костеня, в этом году ПО «МАЗ» произведет более 10 тысяч единиц техники, а к декабрю — январю одолеет складские запасы: на конец августа ждали своих покупателей в «полной боевой готовности» около 3 тысяч грузовиков. В основном — седельные тягачи.
Еще в прошлом году дальнобойщики составляли около 38% от общего объема производства предприятия. Сегодня спрос на седельные тягачи мизерный. Основные продажи приходятся на самосвалы, коммунальную и различную специальную технику. Спасает предприятие работа исключительно под заказ. Но возникает другая проблема: оперативность выполнения заявок. Недавно на заседании Белорусской научно-промышленной ассоциации один из участников дискуссии, посвященной складским запасам, задал машиностроителям сакраментальный вопрос:
— Если сегодня прийти на предприятие с чемоданом денег, можно ли в тот же день приобрести нужную технику, оформить договоры и уехать? …
Увы, такого чуда пока не случалось. Как отмечают бывалые потребители мазовских грузовиков, процедура купли-продажи займет, как минимум, несколько дней, а то будет тянуться и больше недели. И вопрос не только в бумажной волоките, сложной отечественной бухгалтерии и других документально-оформительских сложностях. Быстро перестроиться с серийного производства на систему оперативного обслуживания единичных заказов практически невозможно. Фактически необходимо менять систему организации труда. Кстати, некоторые лидеры мировой автомобильной индустрии несколько последних лет пытались внедрить в производство принципы, при которых бы достигалась прибыльная и эффективная работа при выпуске партии в одно изделие. Особенно преуспели в этих вопросах японцы. Таким образом они «сражались» со складами на своих заводах, а также старались увеличить производительность труда и оборачиваемость финансовых средств. Идея вполне себя оправдала: недаром «Toyota» в последние десятилетия считается лидером мировой отрасли машиностроения.
К сожалению, вопросам оптимизации и организации труда, внедрению новых управленческих технологий на белорусских предприятиях пока не уделялось должного внимания. Хотя нельзя сказать, что в Беларуси нет традиций в этой области. До войны даже существовала отдельная наука по организации труда, она преподавалась в институтах, печатались учебники… Правда, последнее отечественное издание, как говорят специалисты, датировано 1936 годом…
Современный рынок меняется столь стремительно, что требуется особая гибкость, чтобы в него вписаться со своими изделиями, либо большие финансовые ресурсы, чтобы обладать возможностью содержать большой склад на все случаи жизни. Впрочем, последняя проблема одна из основных, которая мешает жить отечественным производителям…