Опт в единичном экземпляре

Никто из производственников не сомневается...

Никто из производственников не сомневается: необходимо производить продукцию, которую купят. И не через месяц или полгода, а завтра. Вроде бы простая идея для понимания, но сложная для реализации, в той же машиностроительной отрасли. Никто не знает, как спрос повернется.

Просчитать тенденции невозможно. Нет, аналитики и эксперты могут гадать на бумаге, но на основе чистых предположений строить производственные планы — большой экономический риск. Остается подстраиваться под жесткие условия рынка и переходить на новые формы работы, ориентируясь не на массово-серийное производство, а на конкретные заказы. Например, ПО «МАЗ» сегодня производит технику практически исключительно по заявкам покупателей. При таком подходе запасы готовой продукции снижаются. Но возникает другая проблема — оперативность реакции на заказ потребителя.

— Сейчас на предприятии сняты все ограничения и по серийности, и по сложности заказов, — отметил генеральный директор ПО «МАЗ» Николай Костень. Другими словами, предприятие готово выполнить любой каприз покупателя. Благо, линейка техники включает в себя около 500 моделей и модификаций, которые закрывают большинство ниш рынка грузовой автотехники.

В этом году ПО «МАЗ» удалось увеличить в разы поставки в страны Африки и Латинской Америки. Но новые рынки сбыта пока не могут компенсировать потери от снижения спроса в России. В прошлом году в эту страну было ввезено достаточно большое количество американских и европейских грузовиков, так сказать, про запас, ибо многие ожидали повышения таможенных пошлин на эту продукцию. Сказал свое слово и кризис. В итоге продавцов техники оказалось намного больше, чем покупателей. В начале года Минский автозавод на некоторое время вообще приостанавливал поставки в Россию: давал возможность очистить склады своим дилерам, которые уже пришли к нулю по некоторым моделям. Значит, сбыт на Восток в ближайшее время должен постепенно увеличиваться. По прогнозам Николая Костеня, в этом году ПО «МАЗ» произведет более 10 тысяч единиц техники, а к декабрю — январю одолеет складские запасы: на конец августа ждали своих покупателей в «полной боевой готовности» около 3 тысяч грузовиков. В основном — седельные тягачи.

Еще в прошлом году дальнобойщики составляли около 38% от общего объема производства предприятия. Сегодня спрос на седельные тягачи мизерный. Основные продажи приходятся на самосвалы, коммунальную и различную специальную технику. Спасает предприятие работа исключительно под заказ. Но возникает другая проблема: оперативность выполнения заявок. Недавно на заседании Белорусской научно-промышленной ассоциации один из участников дискуссии, посвященной складским запасам, задал машиностроителям сакраментальный вопрос:

— Если сегодня прийти на предприятие с чемоданом денег, можно ли в тот же день приобрести нужную технику, оформить договоры и уехать? …

Увы, такого чуда пока не случалось. Как отмечают бывалые потребители мазовских грузовиков, процедура купли-продажи займет, как минимум, несколько дней, а то будет тянуться и больше недели. И вопрос не только в бумажной волоките, сложной отечественной бухгалтерии и других документально-оформительских сложностях. Быстро перестроиться с серийного производства на систему оперативного обслуживания единичных заказов практически невозможно. Фактически необходимо менять систему организации труда. Кстати, некоторые лидеры мировой автомобильной индустрии несколько последних лет пытались внедрить в производство принципы, при которых бы достигалась прибыльная и эффективная работа при выпуске партии в одно изделие. Особенно преуспели в этих вопросах японцы. Таким образом они «сражались» со складами на своих заводах, а также старались увеличить производительность труда и оборачиваемость финансовых средств. Идея вполне себя оправдала: недаром «Toyota» в последние десятилетия считается лидером мировой отрасли машиностроения.

К сожалению, вопросам оптимизации и организации труда, внедрению новых управленческих технологий на белорусских предприятиях пока не уделялось должного внимания. Хотя нельзя сказать, что в Беларуси нет традиций в этой области. До войны даже существовала отдельная наука по организации труда, она преподавалась в институтах, печатались учебники… Правда, последнее отечественное издание, как говорят специалисты, датировано 1936 годом…

Современный рынок меняется столь стремительно, что требуется особая гибкость, чтобы в него вписаться со своими изделиями, либо большие финансовые ресурсы, чтобы обладать возможностью содержать большой склад на все случаи жизни. Впрочем, последняя проблема одна из основных, которая мешает жить отечественным производителям…

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter