Определяем поле деятельности для сельсоветов

В Беларуси активно обсуждается реформа местного самоуправления. По какому пути она должна идти? Быть или не быть сельсоветам? Что нужно сохранить в их работе, а от чего отказаться? Эти вопросы были в центре внимания прошедшего на Гродненщине семинара, в котором участвовали представители двух палат Национального собрания Беларуси, руководители областных, районных, городских и сельских органов власти.

Через местное самоуправление государство проводит свою политику и в то же время население осуществляет управление на своей территории. Председатель сельского Совета депутатов — в одном лице и администратор, и народный избранник. Властная система в истоке своем нераздельна и лишь затем разветвляется на райисполкомы и райсоветы, идя двумя руслами через областные и республиканские пороги. Именно поэтому одна из остродебатируемых сегодня тем — нужно ли глав сельсоветов делать госуправленцами с включением их в выстроенную в стране “вертикаль”. И если это произойдет, то кто выиграет, а кто проиграет? Каким должен быть штаб “внизу”, чтобы он эффективно решал проблемы сел и поселков?
Председатель Совета Республики Геннадий Новицкий, открывая семинар, отметил, что одной из главных задач на будущую пятилетку является создание государства для народа. Показатели роста ВВП, увеличение экспортного потенциала имеют не только цифровое выражение, они должны отражаться на жизни каждого. А это значит, что перемены ждут и большие города, и отдаленные хутора.

В Беларуси сохранилась эффективная структура местного самоуправления. Однако новое время ставит и новые задачи. И чтобы не отстать, надо двигаться вперед.
Сельсоветы 15—20 лет назад и сейчас — это две разные структуры. Выполняя схожие функции, они несут разную нагрузку. Прежде сельская жизнь концентрировалась вокруг совхозов и колхозов. В орбиту их деятельности входила и помощь старикам, и выделение техники для посадки-уборки урожая на личных подворьях. Сегодня ситуация меняется. И суть не в том, что хозяйства стали слабее и им уже трудно тянуть “общественный и производственный воз”, а в том, что каждый должен заниматься своим делом: кто-то выращивать рожь, а кто-то следить, чтобы в самую глухую “вёску” приезжала автолавка, доставлялась почта, завозились медикаменты. Решение территориальных проблем — это и есть главная точка приложения усилий власти на местах. “Пора прекращать дебаты: быть или не быть сельсоветам. Однозначно — быть. Но в каком качестве быть и как развиваться? Об этом и надо думать”, — убежден Геннадий Новицкий.
По его мнению, дискуссии о необходимости увеличения штатной численности сельских Советов депутатов — свидетельство того, что не все ладно в их деятельности. Некоторые предлагают расширить штаты. Однако самое простое решение не всегда самое верное. Нужно четко понимать, что количество не всегда переходит в качество. А безмерно и постоянно разрастающийся бюрократический аппарат — это уже было в новейшей истории. Можно и меньшим числом стремиться делать лучше. Но для этого следует создать соответствующие условия: укрепить материальную базу, выделить автотранспорт, обеспечить компьютерной техникой, снизить бумажный оборот, занимающий в месяц не часы, а дни.
Касаясь темы финансов, Геннадий Новицкий отметил, что прежде всего надо определиться, что первично, а что вторично: задачи или деньги? Если задачи, то вначале нужен план мероприятий с четким обоснованием требуемых сумм. На деловом слэнге это называется “бизнес-планом”. Так “сверстываются” программы, начиная от развития отдельно взятого поселка и заканчивая целым государством. А вот за счет чего формировать сельский бюджет — с этим и предстоит определиться, считает Геннадий Новицкий. Но главное не в том, из какого кармана деньги, а на что они пойдут.
Так какое же поле деятельности для сельсоветов? Должны ли они браться за дела, которые находятся в компетенции правительства? Чья головная боль “социально значимые объекты”? По мнению председателя Гродненского облисполкома Владимира Савченко, школьные здания, медпункты, дома культуры необходимо передать на баланс районов. “Я не пойму, почему это для некоторых до сих пор камень преткновения. Забота сельсоветов — удовлетворять нужды населения. И на эти цели следует направлять средства. А учебные заведения, больницы и так далее — сфера, через которую государство проводит свою политику. И незачем смешивать одно с другим, — убежден глава Гродненщины. —Нельзя распылять финансы”.
Участники семинара в выступлениях неоднократно подчеркивали, что система местного самоуправления в последние годы заметно изменилась. Низовые звенья власти прирастают коммунальными предприятиями, в которые достаточно подать заявку: и приедут, и заготовят дрова, вспашут огород, починят забор, почистят колодец. И цены на подобные услуги приемлемые. К тому же в деревнях жители сейчас выбирают старост. Это, как заметил председатель Гродненского облсовета Аркадий Карпуть, “наши глаза и уши”. Таким образом, представительские структуры имеют полную картину, кому и какая помощь нужна. Аркадий Карпуть отметил, что об эффективности власти можно судить по тому, приглашает ли она на свои заседания старост, прислушивается ли к их замечаниям. Председатель Волковысского райсовета Светлана Предко говорит, что сегодня в районе без изучения общественного мнения не принимается ни один важный документ.
Положительные перемены реально влияют на благосостояние сельчан. Однако в выступлениях участников семинара довольно часто звучала озабоченность, что многое приходится делать на “общественных началах”. На общественных началах работают старосты, на общественных началах убирается территория... Конечно, это может быть отражением определенного исторического периода, но это не может быть опытом на века. Труд и оплата за труд — понятия неразрывные. “Толока в приведении улиц в порядок, в уборке на кладбищах — хорошо, однако так не может быть вечно”, — говорит руководитель Совета Республики Геннадий Новицкий. Почему за околицами образовываются свалки, лес захламляется мусором, периферийные асфальтовые дороги иногда напоминают стиральную доску? “Каждый сантиметр земли, каждый объект... Чье это? Кто и за что отвечает? Может, именно персональной ответственности не хватает для решения нынешних проблем?” — говорит Геннадий Новицкий.
Реформа самоуправления — тема достаточно деликатная и хрупкая. При любой перестройке основополагающим моментом является то, насколько предлагаемые перемены органично впишутся в существующую систему, придадут ей новый вид и откроют простор для будущего. Фундамент белорусской государственности заложен, и важно исходить из его характеристик при создании комфортных условий для жизни всех обитателей нашего дома.
Семинар на Гродненщине дал ответы на ряд вопросов. Однако еще многое требует осмысления.
Месяц назад на эту же тему прошло совещание у Президента Беларуси. Обсуждение будет продолжено.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter