Оправдание целесообразности

Китайский опыт: приватизация — не всегда панацея
Китайский опыт: приватизация — не всегда панацея

В начале 1950–х, едва придя к власти, Мао Цзэдун решил развивать крупную индустрию на северо–востоке Китая — в провинциях Цзилинь, Хэйлунцзян и Ляонин. Причин для такого решения было много, но главная — безопасность северной границы с СССР. В то время «великий кормчий» не был уверен в том, что его правительству удастся удержать в своих руках огромную страну: регионы южнее Янцзы традиционно недолюбливали коммунистов.

Работа закипела — под руководством тысяч советских специалистов, среди которых было немало белорусов, в Китае рождались автомобильные, химические и прочие промышленные гиганты. В следующие десятилетия местные жители были по–своему счастливы: им не нужно было заботиться о хлебе насущном, предприятия определяли всю их жизнь. Они жили в квартирах, построенных рядом с цехами, их дети ходили в детские сады и школы, принадлежавшие предприятию. А когда наступало время выхода на пенсию, в их жизни почти ничего не менялось — родной завод платил пособие так же исправно, как когда–то зарплату.

Тогда северянам с их гарантированной «железной миской риса» завидовала вся страна, теперь же ситуация изменилась на противоположную. После того как Дэн Сяопин начал политику реформ и открытости, стал стремительно развиваться юг Китая: люди здесь более предприимчивые, крестьян больше, а ведь именно с них начались реформы, те предприятия, что есть, — некрупные, их легче реформировать.

Юг процветает, север перебивается, конфронтация между южанами и северянами (неявная, но того, что она есть, никто не отрицает) набирает обороты. Северяне считают себя честными и открытыми и недолюбливают южан за хитрость, граничащую с мошенничеством. Правительство Китая пытается решать накопившиеся проблемы с помощью специальной программы по возрождению старых промышленных баз на северо–востоке страны.

Главным «лекарством» признана приватизация, уже в этом году провинция Цзилинь, знаменитая Первым автомобильным заводом и крупнейшим нефтехимическим комплексом, намерена отдать в частные руки 172 предприятия, сейчас проводится их предпродажная подготовка. Помощник мэра города Цзилинь Сунь Вэйго, еще недавно возглавлявший химический комбинат, говорит, что первый шаг в подготовке предприятий к приватизации — оптимизация персонала. Это означает увольнение 80 тыс. человек. Некоторые из них смогут потом устроиться на обновленные частные предприятия, но большинство пополнят армию безработных. Традиционно в Китае пособия безработным выплачивают предприятия, на которых эти люди работали до увольнения. Так что если частное лицо или иностранная компания приобретает предприятие, то берет на себя и все социальные обязательства. Во многих случаях пособия безработным и пенсионерам становятся тяжкой ношей, и предприятие чаще всего не может найти инвестора.

В провинции Цзилинь ищут решение. Готовы создать компанию социального страхования, основным акционером которой будет государство. Именно эта компания будет выплачивать пособия безработным и пенсионерам, и руководство провинции надеется, что это повысит инвестиционную привлекательность выставленных на продажу заводов и фабрик.

Столица провинции город Чанчунь — побратим Минска. Как заявил вице–губернатор Ли Цзиньбинь, здесь надеются на помощь со стороны белорусской столицы. Речь идет прежде всего о совместной научной деятельности.

Молодые таланты с хорошим образованием и желанием изменить если не мир, то хотя бы родное предприятие, — вот что нужно сегодня северо–востоку Китая. За молодых специалистов идет настоящая борьба, многие предприятия разрабатывают специальные программы для привлечения молодежи. Взять, к примеру, нефтехимический комбинат «Петрочайна», работающий в Цзилине. Он был построен в годы первой китайской пятилетки советскими специалистами по образу и подобию тех, что уже работали в СССР. Еще совсем недавно комбинат был убыточным: шесть лет подряд не мог свести концы с концами, но в 2003 году все изменилось. Сегодня компания процветает и с готовностью делится секретами своего успеха. Главные — реструктуризация, оптимизация персонала (мы уже знаем, что стоит за этим словом), новые молодые руководители и глубокие внутренние реформы. Предприятия такого рода в Китае приватизации не подлежат, так что ставший прибыльным цзилиньский комбинат — пример другим государственным гигантам.

Чем здесь особенно гордятся, так это программой поддержки молодых. Человека с научной докторской степенью завлекают ежемесячным пособием в 5.000 юаней (примерно 600 долларов) в дополнение к основной зарплате и единовременной безвозмездной помощью в 100 тыс. юаней. Талантливая молодежь дополнительно получает от 1 до 5 тысяч юаней каждый месяц. Каждый год комбинат оплачивает учебу в вузах для нескольких подающих надежды выпускников школ — готовит смену.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter