Рядом с будущими отрезками первого и второго транспортных колец Минска облагородят промзоны

Оправа для транспортного кольца

Завершение строительства двух транспортных колец в границах Минска — дело важное, но трудоемкое. Прежде чем эта работа будет выполнена, градостроителям предстоит определиться с пейзажами, которые в будущем увидят автомобилисты и пассажиры за окном. Что это будет: глухие заборы промышленных предприятий и мрачные гаражные массивы или современные многофункциональные здания?

Окрестности промзоны в районе столичного мотовелозавода через несколько лет не будут унылыми.

Новые требования к старой промзоне

В августе на общественное обсуждение будет вынесен градостроительный проект детального планирования производственной зоны площадью 132,8 га, расположенной в центральной планировочной зоне Минска и ограниченной участком первого транспортного кольца по улице Аранской, Партизанским проспектом, участком второго транспортного кольца в виде продолжения улицы Ванеева и рекой Свислочь. Напомним: это направление на юго‑восток от центра, где расположены ТЭЦ‑2, мотовелозавод, кондитерская фабрика «Коммунарка» и другие предприятия. В 1970‑е здесь также велось активное строительство объектов коммунального хозяйства. Спустя десятилетия пришло время пересмотреть виды на территорию. Главный архитектор проектов УП «Минскградо» Светлана Сахарова уверена: если предложения специалистов предприятия будут реализованы в полной мере, минчане оценят.

— По регламентам генерального плана в этой зоне должны быть размещены предприятия средней и низкой структурообразующей значимости с базовой санитарно‑защитной зоной не более 50 метров, — очерчивает ситуацию Светлана Петровна. — Еще недавно этому требованию не отвечали более половины расположенных здесь предприятий. Но ситуация меняется, рано или поздно проекты оптимизации санитарно‑защитных зон будут утверждены. Например, фабрика «Коммунарка» уже прошла этот путь. Даже на ТЭЦ‑2 — единственном объекте, как мы называем, вынужденного сохранения — соответствующий проект тоже разработан.

Что интересно, в результате градостроительного проекта общая площадь производственной застройки увеличится с 500.000 кв. м практически в два раза, общественной — с 55.700 кв. м почти в четыре раза, застройки спецтерриторий — с 1.800 кв. м более чем втрое, а минчане этого даже не почувствуют. Только бы предприятия с технологической модернизацией не подкачали. Вот что значит рациональное отношение к недешевой столичной территории!

Светлана Сахарова.

Технопарк вместо старых цехов

В перспективе территория промзоны получит четкое структурирование, обновленную дорожную сеть, а ее границы перестанут печалить глаз унылым пейзажем. Некоторым организациям позволят расширяться в глубь кварталов, но кое‑кому придется подвинуться. Это касается прежде всего окрестностей будущей трассы второго транспортного кольца. Рядом с ней предполагается появление многоуровневого паркинга, административно‑торгового центра и административно‑делового объекта, призванных гармонировать с двухуровневой развязкой второго кольца, по которой автомобили будут уноситься в сторону Партизанского проспекта.

На самом же проспекте изменения ожидают площадку мотовелозавода. Светлана Сахарова рассказала, что в свое время по поручению Мингор­исполкома в УП «Минскградо» были разработаны три концепции развития этой территории:

— Первая — полный снос и появление на этих площадях жилого района, вторая — снос завода с сохранением на 5 гектарах места для новых цехов предприятия, третья — создание общественного центра с музеем велодвижения и велотреком, строительство промышленного отеля и нескольких жилых домов. Предварительно было проведено обследование цехов. Выяснилось, что 70% застройки подлежит сносу. И это не голословные утверждения — мы видели, что находится внутри. Здания на первой линии вдоль Партизанского проспекта уже сейчас не используются, а самый большой цех на второй линии ранее был реставрирован, и его можно сохранить, если решить проблему с подвалом, где когда‑то был цех гальваники. Нижний уровень находится в ужасающем состоянии.

В будущем, добавила представитель УП «Минскградо», на этой территории намечено размещение республиканского высокотехнологичного инновационного технопарка. В любом случае эта часть Партизанского проспекта через несколько лет будет выглядеть куда более презентабельно, чем сейчас.
Общественное обсуждение проекта развития промзоны в Ленинском районе столицы пройдет с 12 августа по 5 сентября в форме информирования и анализа общественного мнения. Графические материалы и пояснения будут размещены на цокольном этаже здания районной администрации и на ее сайте.

Замыкая круг

Судьба двух незавершенных транспортных колец в границах Минска также любопытна. Считается, что первое, что ближе всего к центру, замкнется с выходом на улицу Аранскую в сторону Партизанского проспекта. Однако на разработанном в УП «Минскградо» плане видно, что в районе путепровода на Партизанский проспект может быть устроена круговая развязка, по которой машины из центра вывернут на расширенную улицу Судмалиса и проследуют вдоль железной дороги Минск — Москва мимо станции метро «Пролетарская» к месту соединения первого и второго колец. Слияние произойдет недалеко от канала Слепянской водной системы — там также хотят построить транспортную развязку.

В свою очередь, второе кольцо на юге, пройдя мимо строящегося комплекса «Минск‑Мир», под Южной магистралью и улицей Маяковского по улицам Денисовской и Ванеева плавно свернет на север, пересечет Партизанский проспект в районе разобранного железнодорожного моста и вдоль Слепянской водной системы выйдет к пересечению с трамвайной веткой по улице Долгобродской.
Продление первого транспортного кольца от проспекта Дзержинского до улицы Толстого планируется на ближайшие годы без лишнего маневрирования по центру в сторону улиц Могилевской и Аранской. Реализация этого этапа может занять до трех лет.
Когда все эти планы воплотятся в жизнь? Пока речь о периоде до 2030 года. Дело градостроителей — вовремя застолбить территорию и позаботиться о том, чтобы она развивалась гармонично, считает Светлана Сахарова:

— Например, минчане, проживающие неподалеку от будущей трассы второго кольца, будут обеспечены местами постоянного хранения автомобилей по месту жительства, а для остального транспорта построят новые стоянки и паркинги.

nesterov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter