Опорный прыжок

В белорусской гимнастике — российское пополнение

ПЕРЕД тем, как набрать номер главного тренера белорусской сборной по спортивной гимнастике Николая Федоренко, еще раз смотрю в записи. Как их зовут? Лиховицкий и Баркалов? Новые не только имена. В диковинку сам факт приглашения спортсменов «со стороны» с целью поднимать белорусскую гимнастику. Еще пяток лет назад подобное и представить было сложно. Но такова реальность. На Олимпиаде в Лондоне из белорусов был лишь Касперович. И тот не дотянулся даже до финала в опорном прыжке. А сегодня и вовсе отправился покорять мир вместе со знаменитым цирком «Дю Солей». Остальные? Растут и подают надежды. Но главную ставку тренерский штаб команды делает все–таки на этих российских спортсменов.


И ставка эта, похоже, играет. На недавнем чемпионате Европы Дмитрий Баркалов, белорусский паспорт получивший лишь в марте, завоевал серебряную медаль в вольных упражнениях. По мировым меркам негусто. Подключатся американцы и китайцы — до пьедестала можно и не допрыгнуть. Но титул абсолютного чемпиона России, которым два года назад стал Баркалов, — это тоже не просто так. В тот же год он, кстати, и переехал в Минск. Сам. Не соблазнившись щедрыми посулами. Исполнив мечту, к которой, по собственному признанию, целенаправленно шел шесть лет.


— Я давно хотел переехать в Беларусь. Страна нравилась. Много здесь путешествовал. Почти все объехал. Решил: рано или поздно буду жить в Беларуси. Получится — спортсменом, не выйдет — стану тренировать. Но перееду. И руководство российской команды знало о моем желании. Первый раз попытался еще шесть лет назад переехать. Сразу после Олимпиады в Пекине. Но возникли вопросы с российской федерацией гимнастики. И даже сейчас мне поставили условие: если российская сборная попадает на Олимпиаду в Лондон — мне дают разрешение на переход. Если нет — разговор будет другим. Так что за Россию переживал вдвойне сильнее. И здорово, что так все сложилось.


— Сегодня положение дел в белорусской гимнастике чаще всего называют катастрофой. Не пугает то, что проблем здесь и вправду слишком много?


— Я следил за выступлениями белорусов, и не могу сказать, что здесь какая–то катастрофа. В любой сборной в какой–то период времени случаются спады. Это обычное дело. Тем более что нынешняя гимнастика очень отличается от той, которая была во времена Виталия Щербо и даже Ивана Иванкова. Причем это касается как сложности элементов, так и физической готовности спортсменов.


— Ты, между прочим, тоже, будучи абсолютным чемпионом России, на международном уровне медаль завоевал только в нынешнем году...


— В 2010, когда чемпионом стал, я попал в состав сборной на чемпионат Европы. Но тогда, если помните, в Исландии вулкан извергался. Мы не полетели. Потом был чемпионат мира в Голландии, где я перед соревнованиями получил травму. Но даже если бы вулкана не было — я все равно переехал бы в Минск.


Он такой. Уверенный. Упрямый. И мой вопрос о реальности соперничества с топ–державами вызывает у Баркалова искренний смех.


— А зачем тогда вообще на соревнования ездить? Участвовать? Кто–то и вправду так считает? Я привык к тому, что нужно бороться. На соревнованиях — особенно. Вот китайцы, например. Говорят, там людей больше, подготовка другая... Да какая разница? На соревнованиях–то нет этой массы спортсменов. Ты не с Китаем соперничаешь, а с собой. И если хочешь чего–то добиться — сделаешь это. И я, например, не чувствую разницы в том, чтобы тренироваться вместе с российской командой или белорусской. Хотя в России конкуренция, конечно, повыше, и сборы идут без остановки.


— Быть может, в этом и кроется причина разницы в результатах?


— Возможно. Но нужно ведь помнить, например, и о финансовых возможностях стран. О ресурсах. Если не может Беларусь взять количеством — значит нужно работать над качеством. Но в любом случае суть одна и та же: ты просто приходишь в зал и делаешь свою работу.


Андрей Лиховицкий — второй россиянин в белорусской гимнастике. Точнее он, как раз, первый. В Минске оказался даже раньше Баркалова, вместе с которым тренируется еще с детства. Причем по приглашению.


— В России добиться чего–то серьезного не получалось. Где–то сам не дотягивал, где–то при прочих равных на турниры отбирали других. Так или иначе, когда на соревнованиях подошли ребята из белорусской команды с вопросом «Не хочешь ли выступать за нас?», долго не думал. Если не принимать во внимание бумажную волокиту, то приехал на турнир российским спортсменом, а уехал — белорусским. Года два назад было. С тех пор и на чемпионате мира выступал, и на Европу съездил, и за Олимпиаду боролись...


— Но без серьезных пока результатов...


— На пьедестал пока не пробился, но и картины точно не испортил. Главное — смог выйти на новый уровень. К тому же в Беларуси я с самого начала чувствовал себя своим. И ребята понимают, что все делаем одно дело. Командное.


— Николай Федоренко говорил, что вы с Баркаловым должны стать своего рода локомотивами для сборной...


— Играющим тренером я себя точно не чувствую. Но если бы Диму Баркалова из России пораньше отпустили — в Лондон мы точно попали бы. Нам одного человека не хватило. Сейчас мы можем претендовать на Олимпиаду даже с учетом того, что ушел Касперович. Дмитрий закрывал только два снаряда, и если сохранится нынешний состав — сборная сможет быть вполне конкурентоспособной.


С Беларусью Лиховицкий до сих под поддерживает «гостевой брак». В Минске спортсмен появляется лишь во время сборов, свободное время предпочитая проводить в Ростове, где живет семья. Далеко. Но на вопрос о целесообразности окончательного переезда в Минск Андрей отвечает уклончивым «возможно потом...» Задавая встречный: «А зачем?»


— В Минске есть зал «Кольца славы». Зал, прямо скажем, не из лучших. Сами знаете. Других нет. В то же время здесь, в Ростове, условия куда лучше. Снаряды новые стоят... Я думаю, в этом одна из главных проблем белорусской гимнастики. Если есть новые хорошие залы, причем не только в Минске, то и гимнасты есть. Чтобы получить конкуренцию в сборной, хватит пяти–шести залов в стране. Но хороших. А когда новых залов не появляется, а в тех, что есть, снаряды видели молодыми сегодняшних тренеров... Я понимаю, что все упирается в деньги. Но ведь и других вариантов просто не бывает.


stargather@mail.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter