Оплата с отсрочкой

Что мешает белорусскому международному лизингу?

Экспортный лизинг в нашей стране рассматривают как весьма эффективный рычаг активизации внешнеторговой деятельности организаций промышленности

Белорусским производственным компаниям на своих условиях входить на рынки других стран становится все тяжелее, ведь во многих государствах неписаным правилом давно стала отсрочка платежа за поставленную технику и оборудование не менее 3—5 лет. Вот и приходится работать по принципу «утром — стулья, вечером — деньги».

Во всем мире сделки международного лизинга являются распространенным механизмом продаж оборудования. Такой механизм реализации продукции показал себя действенным для производителей, так как практически полностью сделка может быть профинансирована посредством лизинговой схемы. Еще недавно, когда продажи белорусской техники за рубеж шли в нормальных объемах, отечественные машиностроители даже не задумывались о необходимости применения каких-то дополнительных схем продвижения своей продукции, но с началом экономического кризиса такая необходимость возникла. Благодаря президентскому Указу № 465 Беларусь стала первой страной на территории СНГ, где был разработан механизм международного лизинга.

По данным Национального статистического комитета, в минувшем году лизинговыми компаниями за рубеж была поставлена техника по 17 договорам международного лизинга. В частности, в 2010 году благодаря национальному лизинговому оператору — компании ОАО «Промагролизинг» — на экспорт было поставлено 430 единиц белорусской техники на Br 43 119 млн. В минувшем году операторы активно работали на рынках России (Br 10 221,5 млн.), Украины (Br 23 880,6 млн.), Чехии (Br 9016,9 млн.). В рамках заключенных договоров и контрактов валютные поступления составили Br 13 357,2 млн.

Лизинговым операторам выходить на рынки соседних стран всегда непросто, ведь деятельность на чужой территории сопряжена с рядом сложностей. Работать приходится в новых и не всегда знакомых экономических условиях, да и правовая база в этом государстве обычно не позволяет рассчитывать на «домашние заготовки». Поэтому неудивительно, что работа на российском и украинском рынках для белорусских лизингодателей оказалась не слишком простой. «В числе факторов, серьезно влиявших на объемы поставок техники на внешние рынки в минувшем году, можно назвать отсутствие возможности регистрации предметов лизинга, относящихся к движимому имуществу, на территории России, а также двойное налогообложение на доход лизингодателя по технике, передаваемой на условиях лизинга резидентам Украины», — рассказывает председатель совета Ассоциации лизингодателей Александр Цыбулько. Впрочем, с первой проблемой, по словам специалиста, уже удалось разобраться. С начала весны нынешнего года на территории нашего партнера по Таможенному союзу можно регистрировать транспортные средства, не задумываясь о том, что собственностью лизингополучателя в прямом смысле оно может стать только после того, как тот проведет последнюю оплату, то есть через 3—5 лет. До этого у многих лизингополучателей возникали сложности с регистрацией, и это препятствовало поставкам белорусской техники за рубеж.

Еще одна сложность, с которой сталкиваются лизингодатели, — кредитная история потенциальных лизингополучателей оставляет желать лучшего. В частности, более 50 % компаний, подававших заявки в адрес ОАО «Промагролизинг» на получение техники и оборудования на условиях лизинга в 2010 году, не могли похвастаться безупречным финансовым положением. «Нас часто ругают министерства и ведомства за то, что мы недостаточно активно продаем технику, но, учитывая, что в уставном фонде «Промагролизинга» превалируют бюджетные средства, распоряжаться ими свободно организация не может себе позволить, а значит, вынуждена более тщательно отбирать потенциальных лизингополучателей», — говорит руководитель ОАО «Промагролизинг» Павел Крупнов.

Понятное дело, белорусские компании, работающие в сфере экспортного лизинга, столкнулись и с другими проблемами. Прежде всего — с конкуренцией местных операторов. Несмотря на то, что более либеральное белорусское законодательство способствует формированию более выгодного предложения, процентная ставка по услугам всегда на несколько процентов ниже, чем предлагают местные компании, выяснилось, что наиболее платежеспособные клиенты уже находятся под опекой конкурирующих компаний. В частности, дилерской сетью таких крупных лизинговых операторов, как ОАО «Рос-агролизинг» и ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», российский рынок, по большому счету, оказался поделен. Нередко не способствуют продвижению белорусской техники и протекционистские меры стран-партнеров в отношении своих производителей техники. К тому же многие представители отечественного машиностроения по старинке рассчитывают на голые продажи, мало заботясь о необходимости продвижения своей продукции на соседних рынках.

В 2011 году в числе приоритетов компаний, работающих по схемам экспортного лизинга, фигурирует дальнейшее наращивание объемов поставок по договорам международного лизинга продукции отечественных производителей на внешние рынки. Национальный лизинговый оператор планирует поспособствовать увеличению на внешние рынки поставок автомобильной, лесозаготовительной, дорожно-строительной и специальной техники и оборудования. В настоящий момент ОАО «Промагролизинг» имеет заявки по реализации белорусской техники в лизинг на $ 70 млн. «Спрос на белорусскую технику за рубежом большой, мы находим варианты, чтобы реализовывать ее в лизинг, несмотря на сложности на валютном рынке Беларуси, — отмечает Павел Крупнов. — Сегодня нам сложно сориентироваться с курсообразованием, но есть уверенность, что ситуация стабилизируется и продажи по лизингу будут увеличиваться».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter