Опиум войны

Северный альянс: неважно - с кем, важно - почем .
Северный альянс: неважно - с кем, важно - почем

...Ободранный, с чинеными-перечинеными траками, в грязи по самую башню, Т-55 ведет стволом в сторону далекого плоскогорья, замирает. Выстрел. Из люка высовывается молодой танкист - черная борода, лиловые белки глаз, белые зубы - и неистово кричит на фарси: "Смерть талибам!" При этом два пальца вскинуты вверх: победа! Это "картинка" для телевизионщиков, окруживших танк со всех сторон. Бойцы Северного альянса вот уже восьмой год (и большей частью неудачно) сражаются с талибами, но сейчас они дождались своего звездного часа. Их отряды штурмуют Толукан и Мазари-Шариф, которые афганские таджики и узбеки считают своими столицами. Города надо обязательно взять до американских налетов, иначе от них останутся лишь дымящиеся груды развалин.

Неделя в Панджшерской долине заставляет на многое посмотреть иначе. Особенно ясно становится, куда именно вляпался СССР, протянув руку "интернациональной помощи" Кабулу.

Исмаилу - 28. Он из крохотного кишлака, что неподалеку от Ходжа-Бахауддина - военной ставки Северного альянса. Никогда не учился, в семье еще 8 братьев и сестер. "Калашникова" взял в руки в 13 лет. Главная мечта - накопить денег, чтобы построить свой дом и жениться. Исмаил не читал газет, никогда не смотрел телевизор, всю жизнь ходит в одной длинной рубахе и галошах. Сидеть рядом с ним - целое испытание. От него разит потом, нечистыми шерстяными носками, под ногтями вековая грязь. Считает себя моджахедом - борцом за веру. Но признается, что сначала надо отомстить за брата, убитого талибами. Перед этим мстил за дядю, сложившего голову в боях с "шурави" - советскими солдатами. Род, племя - выше этих простых понятий для Исмаила нет ничего.

Феодалы, которые называют себя генералами, министрами и губернаторами, постараются сохранить такое положение дел навсегда. Трайбализм для них - единственная возможность сохранить собственные власть и влияние. Этого не поняли в свое время наивный афганский поэт Тараки и советское Политбюро, не понимает и Кремль. Нынешний оптимизм Москвы в отношении руководства Северного альянса, на который сделана ставка, просто пугает. В свое время эти люди убивали наших солдат, а придя к власти, немедленно передрались, ввергнув страну в хаос. Потерпели поражение от талибов и легко приняли помощь от бывшего заклятого врага - Москвы. Вновь запахло долларами, и они готовы ловить бен Ладена вместе с американскими коммандос, а завтра могут с легкостью вновь возомнить себя "борцами за веру" и припомнить Москве старые грехи.

Министр финансов Вахидулла Сабахун - один из членов правительства Раббани. Это для него наши вертолеты доставляют мешки с афгани, которые печатаются в Перми на фабрике Гознака. В разговоре он не скрывает, что доволен: инфляция в стране, где, по сути, нет производства, держится в "пределах нормы". За счет чего? Министр тонко улыбается и разводит руками... Вопрос, ясное дело, не к нему. Даже сейчас, когда в боях под Баграмом якобы решается судьба Северного альянса, российские пограничники пачками перехватывают наркокурьеров с героином. Вот только в сообщениях о героических буднях наших пограничников умалчивается об одной детали. Что героиновый поток хлещет в Россию, губя десятки тысяч молодых людей на территориях, находящихся под контролем Северного альянса. Отсюда главный вопрос: из-за чего война или, как говорят на фарси, джанг?

Если отбросить уже приевшиеся штампы о чистоте ислама, несчастных национальных меньшинствах, талибах, Масуде, Дустуме, Омаре, Халили, Хекматиаре, бен Ладене, то останется страшная правда. Воюют за плантации индийской конопли и мака, за контроль над подпольными лабораториями, где вытапливают героин, за рынки сбыта, за право брать дань с забитых крестьян, которым милостиво разрешили выращивать отраву. Все остальное, как здесь выражаются, - "гап", пустой разговор. Наркотики давно развратили эту страну. В лагере беженцев под Пешаваром я видел толпу слоняющихся без дела молодых мужчин. Кого ни спроси - готовы воевать, славят Аллаха, грозят джихадом России, Америке, Израилю, Англии. И на 3 тысячи человек - один допотопный колодец, да и тот, как выяснилось, пробит по линии гуманитарной помощи.

Во время пожара человек хватает самое ценное. Не дожидаясь операции возмездия, талибы спешно - грузовиками и на ослах - вывозят поближе к пакистанской границе опиум. Эксперты утверждают, что не меньше 3.000 тонн на 20 миллиардов долларов. Это - 75 процентов всего героина в мире. Генерал Бада Джан (генералы здесь, как и в Чечне, на каждом шагу) в поддевке и теплом пиджаке, в хороших кожаных ботинках обходит свое воинство перед отправкой под Толукан. Бойцы стоят кто в чем - в кроссовках на босу ногу, в летних "плетенках", в резиновых галошах. Как взяли с огорода или с чабанской стоянки, так и пошли. Им сказали: надо покончить с неверными...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter