Минск
+10 oC
USD: 2.04
EUR: 2.26
Источник: Знамя юности
Знамя юности

Шурик и Лида нашего времени. Чем современные студенты похожи на героев комедии Гайдая?

Операция «Сессия»

Во время сессии все студенты немного напоминают Шурика и Лиду из новеллы «Наваждение» фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»: с головой погружаются в чтение конспектов и не замечают ничего вокруг. А как бы всеми любимые персонажи готовились к сдаче экзаменов в наше время? Известные экранные образы примерили участники театральной студии «Студиозы» – студенты факультета традиционной белорусской культуры и современного творчества Белорусского государственного университета культуры и искусств Маргарита Савченко и Валентин Уласень. Ребята поразмышляли о том, что общего у них с героями комедии Леонида Гайдая.

Первая встреча





В отличие от Шурика и Лиды, которые познакомились во время сессии в политехническом институте, первая встреча Маргариты и Валентина случилась еще до начала занятий, во время вступительных экзаменов в БГУКИ. Три года назад в коридорах университета, будучи абитуриентами, они вместе готовились декламировать прозу, басни и стихи, «играть» театральные этюды и проводить режиссерский анализ пьесы. Но ребята могли бы не узнать о существовании друг друга. В школьные годы Валентин обожал выступать на сцене, однако о творческой карьере не думал:

– Представлял себя пожарным, каскадером, подумывал уйти в профессиональный спорт или в военную сферу. Подростком любил смотреть сериал «Улицы разбитых фонарей». Тогда появилась странная мечта: вот вырасту и сыграю такого же веселого следователя, как Анатолий Дукалис. Время прошло, а желание попасть в телевизор осталось, так я и оказался в БГУКИ.

Новость о том, что Маргарита поступает в творческий вуз, удивила ее родных и одноклассников. Все были уверены, что школьница пойдет по стопам старшей сестры и свяжет жизнь с информационными технологиями:

– В детстве я занималась хореографией и вокалом. Позже мне стало интересно искусство, и родители записали в театральный кружок, потом перешла в те­атральную школу. Пять лет училась актерскому мастерству, импровизации и сценической речи. Когда пришло время определяться с будущей профессией, выбрала ту, к которой лежала душа.

Письменные конспекты forever



Хотя мы и живем в эпоху информационных технологий, многие студенты продолжают старательно вести письменные конспекты. Маргарита и Валентин тоже электронным пометкам предпочитают их бумажный вариант. В эту сессию ребята сдают методику преподавания специальных дисциплин. Подготовиться к этому предмету без записей, сделанных на лекции, будет непросто:

– Мы прекрасно понимаем Шурика, который искал заветную тетрадь. Конспект – это половина успеха на экзамене. Для нас, людей творческих, блокнот с учебным материалом – это еще и записная книжка, и ежедневник. В нем мы фиксируем мысли, идеи, которые приходят в голову.

Валентин, как и Шурик, может учить и в общественном транспорте, шум и гам ему не мешают. А вот Маргарите для анализа материала нужны полная тишина и спокойная обстановка:

– Могу по несколько раз переписывать одно и то же определение, подключаю моторную память. А еще я люблю читать вслух, поэтому часто свидетелем моего многочасового штудирования становится домашний любимец – чихуахуа по кличке Айк.

Во время подготовки к сессии у Валентина также есть зрители – его соседи по комнате в общежитии:

– Каждый семестр мы осваиваем новый жанр. Начинали с поэзии, после были сказка и характерная юмористическая проза. На этот раз к экзамену нужно разобраться в психологической прозе. Выбрал отрывок из романа Федора Достоевского «Братья Карамазовы», надеюсь, соседи оценят

Шаурме и фастфуду вход воспрещен



На столе у Шурика и Лиды во время учебы был богатый по студенческим меркам набор: бутерброды с колбасой, яблоки, сосиски и одно пирожное с кремом на двоих. Такое меню по вкусу и Валентину, только студент немного бы его подкорректировал:

– Сэндвичи у меня обычно на завтрак, сделать что-то посерьезнее не хватает времени. С собой на учебу всегда беру фрукты, очень люблю бананы. Сосиски – отличный вариант для быстрого перекуса, но их я бы заменил на курицу. Недавно подсчитал, что покупать ее экономичнее, да и вариантов приготовления десятки.

Фирменное блюдо Валентина – запеченное куриное филе в сырном соусе под шубой из тушеных помидоров и лука, сверху повар рекомендует полить соевым соусом. Не боится студент браться и за первые блюда, с легкостью варит щи и борщи. А к фастфуду наш современный Шурик относится с недоверием:

– Редко покупаю гамбургеры и шаурму. Я готовлю их сам в домашних условиях, выходит намного вкуснее.

Маргарита полностью разделяет мнение одногруппника, быстрые перекусы – не лучший вариант для студентов:

– Нужно обязательно следить за своим питанием. Во время подготовки к экзаменам у меня иногда пропадает аппетит, рада, что Шурик и Лида от этого не страдали .

О кулинарных способностях Лиды из кинофильма мы можем только догадываться, а вот Маргарита обожает проводить время у плиты:

– Запеченная рыба, тушеная капуста и брокколи… Могу долго продолжать список. Люблю экспериментировать: сладкое смешиваю с соленым, кислое с горьким. Однажды запекала курицу с вишней, получилось безумно вкусно.

Где я мог это видеть?



Оказавшись во второй раз в квартире у Лиды, Шурик испытывал странное чувство. Ему казалось, что он уже бывал в этом месте и знает здесь каждый уголок. В обычной жизни студент БГУКИ Валентин Уласень тоже иногда испытывает дежавю:

– Потом долго вспоминаю: где я мог видеть этот предмет, откуда знаю этого человека и почему смог предугадать, что произойдет через секунду. Это интересное состояние, особенно для актера. Ведь творческие люди живут моментами и эмоциями, учатся понимать себя, а дежавю – это что-то непонятное, то, что запускает процесс самокопания.

И все-таки они похожи



 
Если сравнить образ экранной Лиды и студентки БГУКИ Маргариты Савченко, можно найти немало внешних сходств: темные длинные волосы, выразительные черты лица и обаятельная улыбка. Но у барышень есть и общие черты характера:

– Я такая же ответственная и старательная. Когда чем-то увлечена, с головой погружаюсь в работу, не слышу ничего вокруг. Поэтому вполне вероятно, что история, которая произошла с героями из новеллы «Наваждение», могла случиться и со мной.

А у Валентина Уласени и Шурика схожих черт в портрете поменьше. Наш студент выше ростом и очки надел только для дополнения образа, но природная харизма и отличное чувство юмора роднят его с актером Александром Демьяненко:

– Для меня Шурик – супергерой своего времени. Он не летает и не передвигает предметы силой мысли. Зато всегда на позитиве и может найти выход из любой ситуации. Чем не сверхспособность?
А вот как советует готовиться к сессии преподаватель факультета журналистики БГУ Инга Воюш.

Общие правила для сессии


Люблю (сам предмет и/или преподавателя) – значит, знаю.

Я ненавижу предмет – предмет ненавидит меня.

Самый страшный враг – это сам страх. Улыбаюсь ему! Пусть обалдеет.

Никакая запись в зачетке не стоит моих слез и моего здоровья.

Сессия, как Олимпиада, unite people!

Как готовиться к экзамену/зачету за три дня

1-й день – читаю все подряд (учебник, конспект), подчеркиваю важное, составляю схемки, таблички, стрелочки, кружочки, бантики, цветочки, шпаргалки по конспекту, книге.

2-й день – читаю вопросы по порядку, сначала (ЭТО ВАЖНО!) вспоминаю с закрытой тетрадью все, что запомнил(-а) со вчерашнего, и только потом повторяю по конспекту.

3-й день – вспоминаю ответы на вопросы по своим схемам, записям, шпаргалкам.

Как готовиться к экзамену/зачету за один день

Просмотрю вопросы. Погуляю 15 минут.

Внимательно и системно прочитаю один раз весь конспект, чтобы просто понять, о чем речь. Погуляю 45 минут.

На ночь опять просмотрю вопросы, выделю те, по которым полный «ноль», чтобы уточнить у одногруппников завтра. Лягу спать не позже часа ночи.

Как не дойти до состояния «Смотрю в книгу – вижу... то, что все»

Жестоко ограничиваю себя режимом: 40 минут учу, 15 – отдыхаю (вплоть до установки будильника, чтобы не «пересидеть»).

Не ем, не пью, когда учу, а только в перерывах (стараюсь есть витамины – овощи, фрукты; ПРИВЕТСТВУЕТСЯ сладкое). Тихо проговариваю то, что читаю.

Выключаю телефон, когда учу.

Учу сидя или стоя. НО! В перерывах лежу на спине – на полу, чтобы расслабился позвоночник.

После половины дня гуляю на воздухе около часа.

Не учу под громкую музыку (под тихую можно) и особенно в наушниках.

Избегаю мест скопления народа.

Если хочется спать – сжимаю-разжимаю кулаки, хожу по комнате, потягиваюсь, жую что-нибудь кислое или сладкое.

Что делать и чего не делать накануне экзамена/зачета

Ложусь до 24:00 во что бы то ни стало: если высплюсь, вспомню, чего никогда не знал(-а). Не высплюсь – забуду все, что выучил(-а).

Настраивая себя на завтра, все говорю в утвердительной форме, тщательно избегая частицы не:

ПРАВИЛЬНО: я читал – я все вспомню, я выдержу, я могу, я умный(-ая), у меня получится, он меня выслушает, она меня оценит (представьте себе картинку, как все идет нормально).

НЕПРАВИЛЬНО: я не боюсь, он не завалит, а вдруг спросит…, я не упаду в обморок, я не забуду.

Можно положить конспект под подушку и поставить напоминалку в телефон, чтобы утром забрать его оттуда.

За три дня до экзамена не даю свой конспект или книгу даже самым близким друзьям. Хотят сфоткать? Ок, при мне. И отдайте его (ее) мне в руки. Без обид.

Складываю в сумку две ручки, чистую бумагу, зачетку, конфетку. Можно брать минералку, особенно летом. ОСТАВЛЯЮ шпоры дома или в коридоре, не беру с собой «для уверенности», а то буду ломать голову, как их достать, а не как хорошо ответить.

Что делать в день экзамена

Обязательно чего-нибудь поесть с утра, даже если о-о-очень не хочется. Важно! От успокоительного будете тормозить, от кофе и шоколада будет трясти (они возбуждают нервную систему). Лучше молоко, некрепкий чай, йогурт, компот, сок.

Если вы очень сильно нервничаете под дверью – идите отвечать в первых рядах. Если нервы покрепче – просто вычеркивайте билеты, которые уже вытянули, и просматривайте те, которые не вытянули.

Когда заходите в аудиторию, подумайте, какие три вопроса вы ХОТИТЕ получить. Повторите их.

Ведите себя с преподавателем спокойно, как будто пришли к старшему коллеге обсудить научный вопрос. Улыбайтесь! Не стоит попрошайничать «ну, поставьте…», торговаться, давить на жалость – это унизительно. Говорите: «Можно я подумаю?», если нужно время. Переспрашивайте, если не поняли вопроса. Это нормально.

Удачи!
shestakevich@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Александр КУЛЕВСКИЙ
5
Загрузка...