Минск
+17 oC
USD: 2.05
EUR: 2.27

Минские реставраторы рассказали о том, как будут спасать знаменитые мозаичные панно на главном проспекте столицы

Операция «Реставрация»

В Минске начались работы по реставрации уникальных мозаичных панно, созданных на основе эскизов выдающегося художника-монументалиста Александра Кищенко и украшающих торцы жилых многоэтажек в микрорайоне Восток-1 — на въезде в Минск по проспекту Независимости. Корреспонденты «СБ. Беларусь сегодня» узнали, что угрожало столичной достопримечательности и что предстоит сделать в ходе «спасательной операции».


Поможет прежний опыт

Все четыре панно на проспекте Независимости посвящены столице: «Минск — город-герой», «Минск — город-труженик», «Минск — город науки», «Минск — город искусства». Говорят, что художественное оформление зданий стоило почти столько же, сколько и сами панельные высотки. Со смальтой (так называются мелкие пластинки мозаики) в Беларуси уже практически никто не работает, а все четыре панно входят в список историко-культурных ценностей Беларуси. И надо же такому случиться — пару лет назад уникальная мозаика начала потихоньку осыпаться.

Сегодня есть уверенность, что со знаменитыми панно ничего страшного не произойдет: опыт восстановления таких объектов у реставраторов есть. Вспомните: несколько лет назад в Минске завершилось восстановление другого мозаичного панно от Александра Кищенко — «Беларусь партизанская» на фасаде гостиницы «Турист». Хотя оно начало осыпаться еще в начале 1990-х, к работам приступили только в 2014-м, когда уже и сюжета было не рассмотреть: утраченной оказалась почти половина произведения. Со спасением мозаики в микрорайоне Восток-1 решили не затягивать.

Ювелирная работа

Пока в руки реставраторов попали только два дома — № 143/1 по проспекту Независимости и № 82/2 по улице Калиновского. Бить тревогу жильцы начали два года назад — местами стала осыпаться штукатурка с цветными пластинками. Но невооруженным глазом масштаб потерь оценить сложно: кажется, на фасаде лишь в некоторых местах осыпалась смальта, в целом же панно вроде бы выглядит весьма неплохо — не хватает лишь нескольких штрихов от мастеров-реставраторов. Но эксперты поправляют: самые проблемные участки спрятаны под цветными элементами и штукатуркой. Увидеть их можно только с помощью специального оборудования. Для этого специалисты «просветили» каждый сантиметр фасада, определив степень утраты историко-культурной ценности. Она действительно незначительная, но если не предпринять меры, то может повториться ситуация с панно на гостинице «Турист».

— Обследование определило деструктивные участки, — рассказывает заместитель генерального директора ОАО «Белреставрация» Александр Климашонок. — Была составлена специальная карта с сеточной разбивкой: все зоны размером 50 на 50 см. Сделали подробную фотофиксацию, описали каждый участок — когда-нибудь это все пригодится для реставраторов. Синие зоны — утраченные, в этих местах штукатурка и смальта осыпались. Красные — повреждения, которые невооруженным глазом не увидеть, но эти деструктивные участки в ближайшем будущем также могли осыпаться.

Александра Климашонок.

Следующий этап — еще раз проверить весь фасад, но уже реставраторы будут делать это буквально на ощупь. Работа хоть и ювелирная, но вдруг где-то при демонтаже понадобится снять и слои вокруг? А кое-где около деструктивных участков может понадобиться и специальная «инъекция» — она убережет от разрушений остальную мозаику.

После того как дом детально «прощупали», все обозначенные на карте проблемные зоны нанесут на само панно мелом, а затем их же перенесут на кальку — пленку, а потом уже в мастерских — на картон, где художники-реставраторы прорисуют всю цветовую палитру и восстановят общий рисунок. Когда заново соберут все утраченные части, эти новые геометрические формы закрепят на фасаде здания, воссоединив их с сохранившимся произведением.
На реставрацию панно «Город-герой» и «Город-труженик» планируется затратить около 2,6 миллиона рублей. В общей сложности понадобится около 4 тонн плитки. Площадь работ на одном из зданий — около 70 — 80 квадратных метров, на втором — около 100. Общая же площадь каждой из мозаик — 420 квадратных метров.
Не отходя от стены

— Пока в мастерских будут заново собирать мозаику, на фасаде специалисты возьмутся за не менее ответственную часть работ, — рассказывает главный инженер ОАО «Белреставрация» Юрий Пашковский. — Сначала надо очистить и промыть всю мозаику. Все швы между панельными плитами, которые при строительстве просто цементировались, будут расчищать и переделывать.

Юрий Пашковский.

Реставраторы «зашьют» плиты специальной мастикой, чтобы мозаика не страдала от температурных перепадов, непогоды, тепловых расширений конструкций дома. Но перед этим еще необходимо расчистить металл, избавиться от коррозии, обработать все защитным раствором, надежно заизолировать и только потом крепить восстановленные фрагменты. Над двумя фасадами будут трудиться 14 художников-реставраторов.

Уцелевшую мозаику почистят — судя по опыту с реставрацией панно «Беларусь партизанская», сделать это будет непросто. А при проведении финальной части работ панно обработают раствором для консервации, который кристаллизуется и заполняет собой даже мельчайшие поры, надежно защищая художественное произведение от любых воздействий. В заключение специалисты сделают гидрофобизацию — вода будет в буквальном смысле соскальзывать с мозаики.

Подождем до весны

Несмотря на солидный объем работ, реставрацию планируется завершить к маю следующего года. Но точные сроки будут зависеть от капризов природы: ряд работ можно выполнять только при температуре не ниже 5 градусов тепла в сухую погоду. Поэтому пока что реставраторы намерены трудиться в две смены.

Откуда берется смальта?

Мозаика на восточных воротах Минска состоит из небольших кусочков смальты — сплава сурьмы, свинца, олова, стекла. Изначально эти мелкие пазлы были одной целой плиткой, а уже потом ее дробили на мелкие части. Смальту в Беларуси не производят, и все детали для минских панно во второй половине 1970-х привозили из Украины. Кстати, в столичных запасниках до настоящего времени сохранилась родная смальта из того времени. Если ее не хватит — будут дозаказывать, но уже в Санкт-Петербурге.

savitskaya@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Фото: Сергей МИЦЕВИЧ
5
Загрузка...