Операция на все 750 тонн

Брать на свои плечи такой тяжелый, в буквальном смысле, и ответственный груз нашим речникам еще не доводилось.

Брать на свои плечи такой тяжелый, в буквальном смысле, и ответственный груз нашим речникам еще не доводилось...

Брать на свои плечи такой тяжелый, в буквальном смысле, и ответственный груз нашим речникам еще не доводилось. 750 тонн! Столько весит так называемая «ловушка расплава» — стратегически важное устройство для Белорусской АЭС, которое в случае возникновения нештатной ситуации предотвратит утечку радиации. Первые элементы «ловушки» прибыли по Днепру и Березине в конечную точку своего водного маршрута. Жители деревни Светлица, что в нескольких километрах от районного центра Березино, с утра наблюдали за разгрузкой баржи прямо из своих окон. Вместе с ними и корреспонденты «СБ». В 9.00 работа закипела, а к обеду начался второй этап спецоперации — загрузка десятиосного автомобиля с необычайно длинной платформой. На площадке — заметное оживление, суетятся люди в спецформе. И вот грузовик аккуратно подкатывают под огромную деталь, эдакую бетонную чашу без днища. Готово! Дальше водитель возьмет курс на Островец, куда автомобиль прибудет уже сегодня. Вообще же, транспортировка этого особо ценного негабаритного груза заняла около полутора месяцев. Вся операция должна завершиться до Нового года.


— Времени на подготовку было очень мало. Но все удалось благодаря поддержке Министерства транспорта и коммуникаций и Министерства энергетики. Хотя сложностей хватало. Начальная точка маршрута — южнороссийский город Волгодонск, где расположен завод «Атоммаш». Груз доставляли водным путем. Сначала по Дону, затем через Азовское и Черное море. В Херсоне «ловушку» перегрузили на четыре баржи Белорусского речного пароходства. Далее по Днепру — через все шлюзы. В Речице прошли таможенное оформление, — рассказывает обо всех логистических перипетиях директор предприятия «БелДорТяжТранс» Валерий Приставка.


С ним мы разговариваем на берегу Березины. Здесь три с половиной года назад для перевалки негабаритных грузов специально соорудили мощный причал. Транспортники утверждают: лучшего места не нашли. Правда, подобраться к нему баржам и буксирам не так уж и просто. Слишком извилистая река. К тому же в некоторых местах ее запросто можно перейти вброд. Глубина порой едва ли достигает метра.


— При этих условиях максимально возможная грузоподъемность каждой баржи — 280 — 300 тонн. Мы уменьшили цифру до 180, чтобы была минимальная просадка. Сложность и в том, что близится зима. Боялись, река замерзнет. Баржам в этом году придется зимовать в Речице, — уточняет исполнитель спецоперации начальник речного порта «Мозырь» Владимир Зайцев.


До причала в Светлице нынче не дошла еще одна баржа–рудовоз. Недалеко от Бобруйска возникли трудности: одна из деталей для «ловушки», к слову, чем–то напоминающая кастрюлю, оказалась настолько высокой (почти шесть метров), что ее не смогли провезти под железнодорожным мостом. Баржу на полметра пришлось притопить. Потеряли время. А дальнейшая скорость передвижения судна со столь большим грузом не превысит двух–трех километров в час. Пешком, кажется, быстрее. Но, может быть, проще было бы доставить устройство автомобильным транспортом? Валерий Приставка уверяет: нет.


— У нас есть два груза массой около 130 тонн, которые из–за своих габаритов и массы просто не прошли бы по дорогам России. Ограничений же на водном пути меньше. Но автомобильный участок в нашем маршруте все же присутствует — от деревни Светлица до площадки, где строится АЭС. Менее габаритные грузы повезем по дорогам Минск — Могилев, Брест — Москва, Минск — Гродно, затем свернем к Ошмянам. Самые же тяжелые — через Борисов, Логойск, Глубокое.


На предприятии мне рассказали: маршруты выбраны таким образом, чтобы не задевать не только мосты, но и «рамки» системы BelToll. А на одном из участков даже на время придется останавливать движение поездов и приподнимать контактные электропровода.


Кстати


Самый тяжеловесный груз, который когда–либо перевозили по нашим дорогам, — это газовая турбина для Минской ТЭЦ–5. Ее масса составила свыше 380 тонн. Максимально же возможная грузоподъемность наших барж для перехода по белорусским рекам — до 1.000 тонн. Просадка при этом составляет 1,87 метра.


Советская Белоруссия №229 (24366). Четверг, 5 декабря 2013 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Arion
Благодаря АЭС, а перед тем -- Минской ТЭЦ-5 слегка оживилось совсем было замершее судоходство по Березине.
Взгляд сбоку
Позвонил пенсионер-капитан и попросил поправить последнее предложение автора, изменить слово "просадка" на "осадка" и пояснить следующее:<br />
ОСАДКА судна — расстояние от грузовой ватерлинии до самой нижней точки судна в средней его части; линейная величина, характеризующая погружение судна ниже уровня воды.
взгляд сбоку
Подскажите специалисты, что мне капитану ответить, кто прав а кто нет, человек переживает....
umpirovich
Сорри, не усмотрел за комментарием. Текст перед публикацией читали специалисты.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?