Операция «Легализация»

На какие только ухищрения не идут иностранцы, чтобы остаться жить в Беларуси!
На какие только ухищрения не идут иностранцы, чтобы остаться жить в Беларуси!

Общепризнанно: Беларусь лидирует среди стран бывшего СССР по уровню жизни, стабильности. Этот факт служит своего рода магнитом, притягивающим в нашу страну многих иностранцев, желающих здесь обосноваться навсегда. Многим это удается. Только на Могилевщине проживает 12 тысяч человек, получивших вид на жительство. Это, как говорит заместитель начальника управления по гражданству и миграции областного УВД Николай Попедько, уже «на 50 процентов граждане Беларуси — им достаточно прожить на территории республики семь лет и можно (если на то будет желание) получать белорусский паспорт». Ежегодно в органах внутренних дел Могилевщины регистрируется около 10 тысяч человек, прибывших из–за границы — в основном, в гости, — на срок до трех месяцев. Очень много и тех — это уже приехавшие на работу или учебу, — кто оформляет временное проживание на территории области сроком на год.

Особая категория — это беженцы. Люди, вынужденные в спешке покидать родной дом и потерявшие все: личные сбережения, крышу над головой, родных и близких. Вот таких людей в Могилевской области не так уж и много: всего 47 человек.

Очень часто гости Беларуси хотят остаться здесь если не навсегда, то как можно дольше. И первое, что делают такие иностранцы, — пытаются получить статус беженца, рассказывая сотрудникам управления по гражданству и миграции множество небылиц. Не так давно, например, бедной овечкой прикинулся уроженец Афганистана Хусейн Мансур. Каких только жалостливых историй не поведал он о себе. Мол, и семью его уничтожили, и он сам чудом смерти избежал. Да и вообще, сирый и убогий — грамоты не знает. Якобы если и способен поставить автограф на документе, то лишь в виде крестика. Но подвела претендента в беженцы... любовь к чтению. Повадился он ходить в одну могилевскую библиотеку, о чем стало известно в УВД. Афганца попросили покинуть страну, что он немедленно и сделал.

Два африканца, объявившиеся в Могилеве без документов, пытались выдать себя за граждан Судана. Поди проверь, правду они говорят или нет: из страны, где идет война, могилевским милиционерам было бы весьма проблематично получить какие–то справки. Но все байки, рассказываемые чернокожими парнями на собеседовании, вызывали массу сомнений. Они весьма живописно рассказывали об ужасах жизни на родине. Но как только доходило до конкретики, моментально теряли дар речи. А тем временем в Горках обнаружились документы «суданцев». Они оказались гражданами Нигерии, права на получение статуса беженца не имеющими. Беларусь им пришлось покинуть.

Впрочем, если не получается официально зарегистрироваться беженцем, самый простой способ легализоваться в стране — заключить брак (пусть и фиктивный) с гражданкой Беларуси. Сколько таких «деловых свадеб» было сыграно, сказать не может никто. Как никто не знает, сколько судеб оказалось сломано.

Несколько лет назад могилевчанка Тамара познакомилась в компании с уроженцем Афганистана Мансуром Амином. Приятный молодой человек произвел на барышню самое благоприятное впечатление. А когда у той возникли определенные финансовые проблемы, помог раз, другой, третий.

— Однажды Мансур пришел ко мне, — вспоминает Тамара, — и сказал, что уже ему понадобилась помощь. Для того чтобы остаться в Беларуси, он попытался получить статус беженца. Не получилось. И единственным выходом для себя видел... женитьбу на мне — предложил заключить фиктивный брак. Ну почему не пойти навстречу? Тем более ничего плохого от Мансура никогда не видела. Сходили в ЗАГС, расписались. «Свадьба» прошла в тайне от моих родных. Родители и не подозревают, что их дочь (пусть и только по документам) — мужняя жена. Может, и жила бы я в таком статусе долгое время, да встретила человека, которого полюбила. А он предложил мне руку и сердце. Я хочу этого замужества и в то же время не могу ответить согласием. Сначала нужно развестись. А «муж» наотрез отказался давать развод, как я его о том ни просила. Теперь не знаю, что делать.

В прошлом году «СБ» рассказывала о двух оказавшихся в Могилеве без средств к существованию девушках с Коморских Островов. Они хотели учиться и думали, что, приехав в Беларусь по гостевой визе, без проблем поступят в вуз. Но вместо этого им пришлось ехать домой. Проблем с возвращением не возникло — тем более юных особ на родине с нетерпением ждали родители. А вот их соотечественник Ахмада Мамади Майрабу... сам себя посадил за решетку. Уже полгода он является «постояльцем» изолятора временного содержания. Все потому, что ехать на родину отказался наотрез. Один раз отправили его домой, но долетел лишь до Киева, заявив, что дальше не двинется. Украинские милиционеры вернули его к месту «старта». Сейчас продумывается операция по доставке упрямого мигранта (заявившего, что в Могилеве за решеткой ему лучше, нежели дома) на Коморские Острова.

...И все–таки хороших, порядочных людей приезжает в Беларусь вообще и на Могилевщину в частности гораздо больше, нежели разных там лгунов да мошенников. Для них наша страна становится поистине второй родиной, в которой они работают не покладая рук. Мне рассказывали о беженцах из Грузии, ныне рабочих одного из СПК в Кировском районе. Местные жители давно признали их за своих и называют не иначе как трудяги — высшая похвала сельчанина сельчанину. Когда услышал об этом, на память пришли деревушки, куда еще до революции 1917–го переселялись из Литвы, Латвии. Кто его знает, может, процесс этот повторится. И тогда, глядишь, когда–нибудь на белорусской земле появится грузинский (армянский, азербайджанский и т.д. и т.п.) сельхозкооператив. А почему бы и нет?

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter