Белорусские неврологи и нейрохирурги вооружены сегодня самыми современными методиками и технологиями
Только в прошлом году за разработанные методы лечения и диагностики белорусские неврологи и нейрохирурги получили 25 патентов, тогда как еще несколько лет назад их могло быть всего 3—8. Все методы востребованы и уникальны, что признают и зарубежные коллеги. О наиболее приоритетных и перспективных для Беларуси направлениях развития неврологии и нейрохирургии «Р» попросила рассказать заместителя директора РНПЦ неврологии и нейрохирургии по научной работе доктора медицинских наук, профессора Евгения КОРОТКЕВИЧА.
— Если говорить о нейрохирургии, то сегодня ведутся работы по нескольким приоритетным направлениям. Одно из них – дальнейшее развитие микрохирургических методов в лечении сосудистых и опухолевых заболеваний головного мозга. Они позволяют значительно увеличить технические возможности нейрохирургов благодаря использованию ими операционных микроскопов, ультразвуковых диссекторов-аспираторов и систем нейронавигации. Последние обеспечивают постоянный операционный контроль пораженных и здоровых участков мозга. Благодаря этому стало возможным полное и атравматичное удаление глубоко расположенных в мозгу опухолей. Эти же технологии позволяют ликвидировать так называемые сосудистые аномалии — аневризмы, разрыв которых чреват смертельными кровоизлияниями у людей обычно молодого и трудоспособного возраста. Последние 2 года применяются эндоваскулярные нейрохирургические вмешательства с выключением аневризм из мозгового кровотока путем их баллонизации через катетеры, вводимые в места поражений через сосуды шеи или бедра. Очевидны малая травматичность и широкая доступность таких манипуляций, разумеется, при наличии необходимого для этого оборудования и инструментария.
В течение нескольких лет применяются нестандартные подходы к лечению злокачественных образований мозга, где уже известные хирургические методы не обеспечивают излечение таких больных. Для ликвидации обычно остающихся после операции опухолевых клеток используются методы локального их облучения и химиотерапии непосредственно в операционной ране. Для этих же целей проводится фотодинамическая терапия путем лазерного воздействия на новообразования и определение точных границ опухолевого поражения мозга с применением специальных биологических красителей. Этот лечебный комплекс, не имеющий аналогов за рубежом, доказал свою эффективность более чем у 100 больных: их выживаемость увеличилась в 2—3 раза. Исследование метода ведется совместно с РНПЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н. Александрова, с использованием отечественных разработок института физико-химических проблем Белгосуниверситета, институтов физики и биоорганической химии Национальной академии наук.
— Наверное, среди освоенных методик не последнее место занимает и так называемый стереотаксис? Насколько помню, дебютные операции прошли в прошлом году с участием российских коллег и вы-звали немалый резонанс в медицинском обществе...
— Действительно, к применению стереотаксического метода мы подошли вплотную недавно, хотя российскими коллегами он используется уже много лет. Однако наши специалисты предпочли использовать разработки передовых центров Швеции, Германии, Чехии, в частности, при лечении болезни Паркинсона. Стереотаксический метод позволил с ювелирной точностью, причем без вскрытия черепной коробки, с помощью сложных расчетов и специального оборудования попадать в заданную точку мозга, осуществлять разрушение или электростимуляцию пораженных его структур. Такое лечение у большинства из 17 больных, находящихся во время операции в полном сознании и не ощущающих каких-либо существенных неудобств, уменьшило мучительные непроизвольные движения конечностей. Должен сказать, что среди 300 пациентов, обратившихся за такой помощью, операции будут выполнены только тем, у кого можно ожидать реального эффекта лечения и, как говорится, по строгим медицинским показаниям.
— Скажите, для неврологической службы по-прежнему основной проблемой остается инсульт и его последствия или ситуация как-то поменялась?
— И да, и нет. Неврологи по-прежнему уделяют много внимания предупреждению и устранению последствий нарушения мозгового кровообращения. Ведь инсульт очень тяжелая патология, которая обусловлена либо кровоизлиянием в головной мозг, либо нарушением притока крови к тем или иным его структурам. И в том, и в другом случаях возникает поражение нервных тканей, которое приводит к двигательным и психическим нарушениям. Вы, наверное, слышали о группах населения с высоким риском возникновения инсульта? Это люди с высоким артериальным давлением, атеросклерозом, избыточным весом, нередко злоупотребляющие алкоголем и курением, находящиеся в состоянии стресса. Неврологи активно выявляют таких пациентов, назначают им необходимое лечение и рекомендуют соответствующий их состоянию образ жизни. Во многом благодаря проводимой диспансеризации в минувшем году снизились количество и тяжесть мозговых инсультов. Полагаю, что немалую роль в этом сыграла Национальная программа демографической безопасности, одним из направлений которой является предупреждение инсультов, их диагностика и своевременно начатое лечение.
Кстати, одним из методов раннего лечения ишемического инсульта является тромболизис, когда в течение 3 часов после развития заболевания больному вводятся препараты, растворяющие образовавшиеся тромбы. Этими медикаментами уже располагают все областные клиники и несколько столичных больниц. Однако широкое применение метода сдерживается организационными моментами.
В сфере ответственности неврологов есть и другие проблемы. Существует большая группа аутоиммунных заболеваний нервной системы: миастения (нарушение нервно-мышечных передач), рассеянный склероз и другие. Применение в нашем центре методов экстракорпоральной детоксикации, когда кровь больного вне организма пропускается через специальные фильтры с удалением патологических иммунных комплексов, увеличило время ремиссии процесса, уменьшило выраженность и количество осложнений, значительно снизило смертность. Созданы условия для такого лечения в областных неврологических центрах и клиниках Минска.
Широко используется облучение крови больных лазерами низкой интенсивности в лечении сосудистых заболеваний и нервно-мышечных расстройств. На территории СНГ и среди стран дальнего зарубежья мы являемся пионерами в этом направлении. Метод этот отличается простотой и низкой себестоимостью лечения, используются лазерные аппараты, произведенные отечественным Институтом физики.
— Евгений Александрович, понятно, что все эти направления себя еще далеко не исчерпали, совершенствовать и шлифовать их можно долгое время. Но все же есть, наверное, и такие методики, к которым вы не можете подойти до ввода в строй современного модуля, о котором так давно и много говорится?
— Строящийся уникальный для нашей республики операционно-реанимационный модуль, реконструируемый клинический корпус центра и его техническое оснащение позволят уже в скором времени оказывать в полном объеме необходимую хирургическую, терапевтическую и диагностическую помощь жителям всей республики. Полагаю, что будут созданы необходимые условия для освоения и внедрения биотехнологий. Это направление приобретает в мире все большую популярность: в организм больного и в полость мозга уже внедряются эмбриональные и мезенхимальные клетки, которые позволяют замещать или стимулировать мозговые структуры. Да и, в принципе, работать станет интереснее и продуктивнее. Сегодня на территории центра расположено лишь два небольших неврологических отделения, операции проводятся на базе 5-й клиники г. Минска, оборудование которой не отвечает современным требованиям. По мере наращивания мощностей РНПЦ неврологии и нейрохирургии у неврологов и нейрохирургов областных и городских больниц будет достаточно забот по выполнению многих других функций. Например, по лечению больных с травмами центральной и периферической нервной системы, острыми нарушениями мозгового кровообращения. А в спорных и сложных случаях мы всегда будем готовы оказать им содействие и поддержку.