Завкафедрой онкологии БелМАПО – про опухоли, появление которых мы в силах не допустить

Опасный след вредных привычек

Среди злокачественных новообразований есть те, которые мы наживаем сами. По данным ВОЗ, около 30 процентов заболеваний раком связано с неправильным образом жизни, а не с волей случая или наследственностью. Меланома, рак кожи, опухоли головы и шеи — так называемый рак наружной локализации на ранней стадии обнаружить проще: его признаки видны невооруженным глазом или, по крайней мере, их можно прощупать.

Александр ЖУКОВЕЦ — заведующий кафедрой онкологии БелМАПО.

Заведующий кафедрой онкологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, кандидат медицинских наук Александр Жуковец рассказал корреспонденту «Р», какие виды рака не «молодеют», стали ли белорусы более онконастороженными, часто ли безобидные родинки перерождаются в меланому, чем она отличается от рака кожи и почему привычка выкурить сигаретку под рюмку заставляет нормальные клетки слизистых рта и глотки перерождаться в агрессивные злокачественные.

Опухоль кожи и меланома — в лидерах

— Белорусы часто слышат про рак груди, легкого, простаты и толстой кишки. А насколько распространены в нашей стране опухоли кожи, головы и шеи?

— Тенденции в структуре заболеваемости в онкологии формируются десятилетиями. Заболеваемость некоторыми опухолями, например раком желудка, у нас в последнее время снижается, а раком легкого — стабилизировалась. А вот что касается меланомы и рака кожи, то, увы, болеть им в Беларуси стали чаще, как и раком предстательной железы и толстой кишки. Другое дело, в какой стадии мы диагностируем эти опухоли. Здесь многое зависит от активности врачей и пациентов. Если мы начинаем проводить скрининг и делать акцент на ранней диагностике, тогда соответственно и выявляем больше пациентов на 1—2-й стадиях, лечить которые намного легче и эффективнее.

Не все невусы опасны. В родинке меланома развивается только в 30 процентах случаев.

Опухоли кожи и меланома в Беларуси удерживают лидерские позиции в структуре заболеваемости раком. За прошлый год меланому диагностировали больше чем у тысячи человек. Что касается опухолей головы и шеи (губы, полости рта, языка, глотки и гортани), то заболеваемость увеличивается тоже, но чуть меньшими темпами. Только вот лечить этот вид рака намного сложнее.

— Как часто выявляют опухоль?

— Когда мы говорим про опухоли кожи, то в первую очередь просим население регулярно обращать внимание на свои кожные покровы. И здесь наблюдается положительная тенденция — люди действительно стали отслеживать состояние кожи и обращаться за советом к врачу по поводу подозрительных изменений. А вот опухоли полости рта, глотки и гортани чем глубже находятся, тем сложнее заметить. Согласитесь, губу и слизистую оболочку рта мы видим в зеркало, а вот глотку и гортань может осмотреть только доктор. Поэтому, чтобы не пропустить первые звоночки, важно контролировать свои ощущения. Если появились осиплость, особенно усиливающаяся без признаков простуды, кашель, да еще с прожилками крови в мокроте, кровянистые выделения из носа, не исчезающие 7—14 дней, длительная заложенность носа, а хронического ринита нет — все это повод показаться лор-врачу. Еще один симптом — появление язвочек. Слизистая оболочка рта часто травмируется, однако и быстро заживает. Если в течение недели-двух не заживает, стоит обратиться к специалисту. Не обязательно сразу к онкологу, можно к врачу общей практики, стоматологу, лор-врачу.

Финала пандемии рак не ждет

— В сезон пандемии страх заразиться коронавирусом сдерживает многих от планового посещения врача…

— И зря. Опухоль ждать улучшения эпидситуации не будет. Надевайте маску — и вперед, а после посещения поликлиники не забудьте хорошо вымыть руки и лицо. Если откладывать, то после окончания эпидемии мы будем иметь больше случаев рака, с которыми уже сложно справиться.

Опухоли кожи и меланома в Беларуси удерживают лидерские позиции в структуре заболеваемости раком.

— А чем конкретно может обернуться год «просрочки»?

— Смотря какая опухоль. Если это базально-клеточный рак кожи, катастрофы не случится. А вот если меланома, то через пару лет уже могут быть метастазы, когда помочь, увы, можно не всем. Что касается опухолей органов головы и шеи, то здесь промедление даже в полгода-год может обойтись очень дорого. Если опухоль на коже в два сантиметра удаляется без проблем и при этом функции человека не пострадают, то такого же размера новообразование в полости рта потребует такого объема вмешательства, которое будет иметь разрушающие последствия для качества жизни пациента. Дело в том, что онкологи вырезают не только само образование, но и с захватом как минимум сантиметров двух тканей вокруг него. Дефект получается большой, и даже после пластической операции человек может лишиться способности полноценно жевать, глотать, разговаривать, а то и дышать. Опухоли органов головы и шеи протекают достаточно агрессивно. Они быстро распространяются на близлежащие органы и лимфатические узлы шеи. Если двухсантиметровая опухоль локализуется на языке, удалять надо половину языка, а иногда и весь. Восстановить весь, увы, невозможно. То же самое с гортанью. Если орган удаляется, человеку сделают голосовой протез, однако разговаривать так, как раньше, он уже не сможет.

— А как часто к вам обращаются люди с 1—2-й стадиями?

— С меланомой кожи — около 85 процентов. При раке кожи — 90—95 процентов. Такая большая доля — прямой результат информационно-просветительской работы с населением: врачи много выступают в СМИ, и население откликается, становится более внимательным к себе. А вот среди пациентов с опухолями головы и шеи только каждый второй обращается к специалисту на начальных стадиях.

И в рост, и в цвет

— В представлении многих рак кожи и меланома — одно и то же.

— Это совершенно разные виды злокачественных опухолей. И по происхождению, и по течению. Рак кожи бывает базально-клеточным (80 процентов всех опухолей кожи) и плоскоклеточным. Первый растет очень медленно, годами, и он практически не метастазирует в лимфатические узлы и другие органы. Плоскоклеточный рак нередко распространяется на лимфатические узлы. А меланома очень агрессивна: может быть совсем незначительной по своему размеру, до 5 миллиметров, но метастазирует не только в лимфоузлы, а и в другие органы и ткани: в легкие, печень, головной мозг. Пациенты сами бывают в шоке — опухоль обнаружили всего с горошинку, а ее клетки уже в десятке внутренних органов.

С помощью дерматоскопа онкологи определяют, нужно ли родинку удалять.

Меланома развивается из пигментных клеток, то есть эта опухоль почти всегда имеет окраску. В 70 процентах случаев она имеет вид плоского пятна, увеличивающегося в размере. В остальных случаях — в виде узла: черного, синего, розового. Меланома в виде опухолевого узла более агрессивна. Поэтому с ней стоит быть крайне бдительным. Если на коже есть образование, которое увеличивается, или пятно более сантиметра в диаметре, нужно показать его врачу. Очень внимательными к себе должны быть люди, у которых на теле много родинок, особенно крупных — в полтора или два сантиметра, или если они недавно появились. В некоторых случаях врачи предлагают подозрительное пигментное образование иссечь либо рекомендуют наблюдаться, например, каждый год.

Нет невусов — нет проблем?

— Так, может, лучше сразу от всех родинок избавиться?

— В этом нет смысла, а зачастую и невозможно: у многих людей на теле сто и больше родинок (невусов). Только в 30 процентах случаев меланома развивается в невусе. Поэтому, удалив все родинки, от риска меланомы вы себя не обезопасите. Нигде в мире полное удаление родинок не считается надежной профилактикой. Лучший метод на упреждение, когда человек знает признаки, на которые надо обращать внимание, и раз в год приходит к специалисту — дерматологу, общей практики, онкологу — на осмотр.

— Расскажите, что это за признаки.

— В первую очередь нужно следить за пигментными образованиями кожи. Если они изменили форму, контуры стали нечеткими, расплывчатыми, появилось несколько цветов, пятно увеличилось в размере или воспалилось, то это повод срочно показаться врачу, не дожидаясь планового осмотра.

В принципе, появление любых новообразований на коже, изменение уже существующих, особенно изъязвление, требуют консультации. Например, на теле может появиться язвочка, которая не заживает две недели.


С нулевой — считай, счастливчик

— Есть такое понятие, как нулевая стадия меланомы. Что это такое и каков прогноз?

— При нулевой стадии (in situ) опухоль распространяется исключительно в верхних слоях кожи — эпидермисе. В этой стадии она не метастазирует и очень хорошо лечится. В Беларуси, к слову, наблюдается очень оптимистичная картина: в несколько раз увеличилось число пациентов, у которых обнаруживают опухоль в нулевой стадии — больше ста человек. Раньше выявляли in situ в единичных случаях. Понятно, что прогноз в таких случаях самый благоприятный — прооперированные пациенты излечиваются.

Проблема — дело рук наших

— Многие онкозаболевания последнее время молодеют… А рак кожи и рак головы и шеи тоже?

— Нет. Заболеваемость раком головы и шеи начинает увеличиваться, как правило, после 40 лет. Чем старше человек, тем больше риск. Это в полной мере относится и к раку кожи. А вот меланома встречается даже у двадцатилетних и тридцатилетних. Крайне редко — у детей.

— Что показывает практика? Кого эти новообразования чаще «выбирают»?

— Хороший вопрос. В отношении рака кожи, опухолей головы и шеи не они нас выбирают, а мы их: в их появлении очень большую роль играет образ жизни человека. Чаще всего эти новообразования развиваются на фоне предопухолевых процессов: на коже — кератоза, хронические язвы, послеожоговые рубцы. А главный фактор риска для меланомы и рака кожи — ультрафиолетовое облучение. Заболеваемость раком кожи самая высокая в возрасте 70 лет, когда уже никто не загорает, но ведь это все следствие того, что человек делал, когда был молодым и зрелым. Чрезмерно увлекался загаром, часто обгорал, особенно до пузырей — тем самым поспособствовал появлению и рака кожи, и меланомы.

Понятно, не у всех, кто загорает, разовьется рак. В группе риска светлокожие. Это подтверждает тот факт, что больше всего в мире болеют меланомой в Австралии и Новой Зеландии, потому что там проживают переселенцы более северных широт и находятся под непривычным для их белой чувствительной кожи палящим солнцем.

Что касается рака головы и шеи, то здесь главный негативный фактор — курение. Особенно в сочетании с алкоголем: он увеличивает риск возникновения рака гортани, слизистой оболочки рта в разы. Недавно доказано, что алкоголь является канцерогеном. И в табачном дыме много канцерогенов, плюс радиоактивные вещества. Алкоголь все это «добро» неплохо растворяет, то есть способствует более глубокому проникновению в слизистую оболочку, дополнительно раздражая ее. Когда покурить под рюмашечку для человека привычка и процесс длится десятилетиями, его слизистая в конце концов может «возмутиться»: развиваются предраковые состояния кожи и слизистых. Большинство жертв рака головы и шеи — мужчины, а среди них любителей выпить и покурить больше.

— Неужели так все очевидно с причинами рака? А как же наследственность?

— Чтобы в организме развился рак, ведущая причина которого — особенности поведения, надо очень сильно постараться. Наследственных раков немного — примерно процентов пять от всех. А если говорить о наследственном раке кожи или меланоме, то всего лишь десятые доли процента. Эти виды опухолей мы в состоянии не допустить. Есть два вида профилактики. Первичная — когда мы ограничиваем воздействие известных вредных факторов и предупреждаем развитие предопухолевых заболеваний и рака. И вторичная — профилактика. Она подразумевает раннюю диагностику первых признаков, выявление очень маленьких опухолей и предопухолевых заболеваний, которые человека часто не беспокоят, и эффективное их лечение.

— А без лечения человек сколько проживет?

— Случаев самоизлечения я в своей практике не видел. В научной литературе подобные случаи описаны, но это казуистика. Уповать на то, что рак сам пройдет, — самоубийство. А вот как долго конкретный человек протянет без лечения — зависит от вида рака, индивидуальных особенностей организма. При базалиоме кожи человек может прожить и 10, и 15 лет, но придет к нам тогда, когда на теле будет огромная распадающаяся язва, с которой ничего уже невозможно будет сделать. Распространенная меланома способна убить человека за полгода-год, если он не обратился за медпомощью.

Скальпель, луч:  нам все доступно

— Какие современные методики борьбы сейчас на вооружении наших белорусских онкологов? Привычная схема «операция, лучевая и химиотерапия» здесь тоже работает?

— Да. Если опухоль небольшая, она удаляется хирургически, и на этом все заканчивается. Лекарственное лечение применяется, когда опухоль уже распространена, ее удалить нельзя или нет гарантии, что не появится новая. В таких случаях, как правило, речь идет не об излечении, а продлении жизни. При распространенном раке головы и шеи в составе комбинированного и комплексного лечения применяются и лучевая терапия, и хирургия, и лекарственная терапия. А при некоторых видах опухолей может проводиться лучевая терапия как самостоятельное лечение.

В Беларуси все три метода доступны нашим пациентам.

— Правда ли, что при меланоме, если не успеваешь сделать операцию, все остальные методы бессмысленны?

— Лучевую терапию при меланоме не проводят, потому что эта опухоль к такому виду лечения нечувствительна. А вот если в головном мозге есть метастазы, то обращаются к радиохирургии — операцию выполняют не скальпелем, а при помощи луча. Если меланома дала метастазы, назначается лекарственное противоопухолевое лечение.

Красота равно здоровье?

— Могут ли избыточные увлечения различными омолаживающими процедурами, инъекции красоты, подтяжки, другие инвазивные способы и солярии увеличить риск развития кожных опухолей?

— Научно подтвержденных данных, что они провоцируют развитие рака кожи, нет. Насчет стволовых клеток есть вопросы, поскольку это еще новое направление, недостаточно изученное. Перед процедурами фото-

омоложения, особенно если воздействовать предстоит на большие поверхности кожи, рекомендую проконсультироваться у онколога или дерматолога. Если у вас есть предопухолевая патология, ее нужно обязательно вылечить и только потом заниматься фотоомоложением. В противном случае можно заметить рак кожи или меланому слишком поздно.

Запретить ходить в солярий онкологи не вправе. Но если у человека больше ста родинок, у него 1-й или 2-й фототип кожи, когда он обгорает на солнце, раньше были любые опухоли кожи или на теле имеется атипический невус, посещать его лучше не надо. В любом случае перед тем как получить искусственный загар, не будет лишним посетить специалиста — дерматолога или онколога.

kozlovskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter