Когда борьба с конкурентами до выстрелов доводит

Опасный маршрут

На рынке такси сегодня не самые спокойные времена. Противостояние в Кореличах между местными и заезжими водителями. Гневные сигналы таксистов в Минске после прихода в страну скандально известного Uber. Все это говорит о том, что перевозчики боятся падения доходов и пытаются действовать так, как умеют. Хотя это выглядит не всегда благородно и законно. Почему так происходит? И как развести потоки конкурентов?



Стрельба по микроавтобусам


Перевозчиков, устроивших в Кореличах разборки с конкурентами, задержали. Судя по всему, стрельба из пневматического пистолета по “чужой” маршрутке обойдется им дорого.

Борьба за пассажиров, если она ведется в цивилизованных рамках, на пользу всем. Но то, что происходило в последнее время на Гродненщине, честной конкуренцией назвать сложно: выхлопную трубу заливали пеной, скручивали колеса, а потом дошло не просто до угроз, но и до стрельбы. Еще до того как подозреваемых удалось задержать, стали появляться слухи о некой банде, которая орудует в регионе.

События развивались, как в остросюжетном боевике. В начале нынешней весны ночью у многоквартирного дома на улице Гастелло в городском поселке Кореличи неизвестные разнесли из пневматики три стекла в микроавтобусе “Фольксваген-Транспортер”, который утром должен был отправиться в рейс Кореличи — Гродно.

Начальник отделения информации и общественных связей УВД Гродненского облисполкома Евгений Дудко рассказал, что сведения о транспортной конкуренции, которые были взяты за основную версию, оказались правдой:

— В райцентре задержаны двое подозреваемых по уголовному делу о хулиганстве: 37-летний житель Новогрудка и его 34-летний приятель из Березовки Лидского района. Судя по агрессивному поведению двоих приятелей, имелись основания полагать, что эти люди могут оказать активное сопротивление сотрудникам органов внутренних дел. Поэтому к их задержанию привлекли ОМОН.

Оперативники выяснили, что маршруты местных и приезжих такси не пересекаются. До этого водитель поврежденного микроавтобуса возил пассажиров из Гродно в Кореличи на другой маршрутке, но она сломалась, из-за чего фирма на время дала ему другую, сняв ее с рейса Минск — Гродно.

Экспертиза оценила размер причиненного пострадавшему ущерба почти в 15 миллионов рублей. На имущество подозреваемых, в том числе на их автомобили, наложен арест. Один из “мстителей” заключен под стражу.

Официальный представитель УСК по Гродненской области Сергей Шершеневич рассказал, что эта нашумевшая история может иметь продолжение:

— Изучая вопрос организации пассажирских перевозок по маршруту Кореличи — Гродно, следователи выявили аналогичное преступление, совершенное в ночь на 10 ноября прошлого года в Новогрудке. Там неизвестные лица повредили три стекла и кузов автомобиля “Мерседес-Бенц Спринтер”, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью, занимающемуся пассажирскими перевозками по маршруту Гродно — Березовка — Новогрудок — Кореличи и в обратном направлении. По факту хулиганства возбуждено уголовное дело. Устанавливается причастность к его совершению перевозчиков, наследивших в Кореличах.

На свой фрахт и риск


Приход в нынешнем году международной компании Uber в Минск не остался незамеченным для минских таксистов: они потребовали разобраться в законности работы этого интернет-сервиса и перевозчиков, сотрудничающих с ним. Тем не менее факт — с ростом популярности высокотехнологичных конкурентов, а также их появлением у нас минские таксисты активнее озаботились улучшением качества услуг. Крупные службы отказываются от старых автомобилей, вводят возможность оплаты карточкой и заказа машины через интернет. А по прогнозам экспертов Альфа-банка, благодаря усилению конкуренции стоимость услуг такси в ближайший год может снизиться на 10—20 процентов.

Но если минчане действовали вполне цивилизованно, то в Кореличах дела обстояли иначе. Это, конечно, дикость, но страшные случаи происходят не только у нас. К примеру, в начале марта в Риге за ночь сгорели четыре автомобиля BalticTaxi — виной тому транспортный конфликт. Ситуация обострилась после того как было изменено регулирование въезда в Старый город: теперь обычной лицензии недостаточно, нужно платить ежегодный сбор 300 евро. BalticTaxi заплатил за доступ к лакомой территории, и автомобили отправились “отбивать” вложенную сумму. Но там их стали “прессовать” таксистские группировки, которые давно застолбили эти участки. В России к подобным методам борьбы за место на рынке нередко прибегают теневики: “бомбила” поджег в Москве 8 машин “коллег”, перевозчики-нелегалы под Екатеринбургом разбили битами стекла в маршрутке.

У нас проблема с серым извозом остро не стоит. В Транспортной инспекции приводят статистику: в минувшем году провели 1,5 тысячи проверок на междугородних маршрутах. Выявлено 2,1 тысячи нарушений, лишены лицензии 192 перевозчика. Но нелегалов не обнаружилось. То есть на конкуренцию они не влияют.

Впрочем, обозначилась другая проблема. Можно получить лицензию на нерегулярные перевозки, которые осуществляются на основе договора фрахтования: для каждой поездки с заказчиком отдельно оговариваются условия — маршрут, стоимость и прочее. Билетов не дают, но должен быть заполнен заказ-наряд. Юрий Важник, председатель общественного объединения “Белорусская ассоциация экспертов и сюрвейеров на транспорте”, говорит, что такие перевозчики научились успешно “мимикрировать” под маршрутчиков:

— Мы изучали ситуацию на минской Привокзальной площади, откуда люди разъезжаются по разным регионам. Там работают нерегулярные перевозчики, причем весьма успешно. Пассажиры зачастую узнают о них в том числе через интернет. Им запрещают останавливаться в одном месте — они переезжают на другое, оповещают пассажиров, и схема возрождается мгновенно. Возникает конкуренция, которая не может быть признана добросовестной.

И это создает проблемы тем, кто имеет разрешение на выполнение регулярных маршрутов. Они-то получают их не просто так. Заместитель директора КТУП “Гомельоблпассажиртранс” Александр Андрианов рассказывает:

— В Гомеле, если открывается новый маршрут или по старому маршруту перевозчик по каким-то причинам выбывает, мы в обязательном порядке проводим конкурс. Кроме того, периодически по каждому маршруту делается анализ пассажиропотока, при необходимости количество транспорта корректируется.

Что же касается нерегулярных перевозчиков, то были случаи, когда они заезжали на автовокзал незадолго перед прибытием рейсовых автобусов и маршруток и забирали пассажиров. Кто быстрее, тот и с доходами?

— Совместно с транспортной инспекцией мы занимались этой проблемой. Однако она требует урегулирования на законодательном уровне, так как в настоящее время нет оснований для привлечения к ответственности нерегулярных перевозчиков за подобные факты “недобросовестной конкуренции”. Оформляемая ими документация по перевозке пассажиров, как правило, соответствует предъявляемым требованиям, — говорит Александр Андрианов.

К слову, стоит ли говорить, что кореличские стрелки были как раз из числа “нерегуляров”?..

Правила должны быть едины для всех


Конкуренция — это благо, но при нескольких условиях, убежден Юрий Важник. Во-первых, нужен набор четких правил для всех участников рынка. Во-вторых, те, кто заинтересован в добросовестной конкуренции, должны отстаивать свои права и участники рынка могут сделать это, только объединившись:

— Одних контролирующих органов недостаточно. В Германии, например, создаются ассоциации из перевозчиков. Правила устанавливают перевозчики, но государство может блокировать деструктивные решения.

Обострившиеся проблемы в сфере пассажирских перевозок нужно решать. И на некую невидимую руку рынка, которая все урегулирует, рассчитывать не приходится, говорит доктор экономических наук, заведующий кафедрой Белгосуниверситета Валерий Байнев:

— В ситуацию должно вмешаться государство. В нынешних экономических условиях, на мой взгляд, усилить контроль нужно во всех сферах. Но он должен быть направлен исключительно на то, чтобы все могли работать в равных условиях. Так, чтобы у тех, кто работает нечестно, не было шансов закрепиться на рынке, а те, кто действует по закону, смогли зарабатывать и чувствовать уверенность в завтрашнем дне.

И чем скорее это произойдет, тем лучше. Ведь выстрелы, раздавшиеся в Кореличах, не должны повториться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter