При слове «айти» у белорусов в последнее время чувства странные. И виноваты в этом сами «айти»

Опасный ЛИБЕРал

Расследование

Эта история началась с того, что у Аркадия Добкина в EPAMе вырос топ-менеджер – Senior Director, Digital Strategy & Experience Design Павел Либер. Весной 2020 года он сказал своему хозяину: «Пойду в отпуск. Буду шатать рыжым». Используя все связи, компетенции и, быть может, мощности и разработки компании, кто его там проверит.

Ответ был не «Павлик, иди на». А отческое «Паша, иди. В отпуск».

И Паша пошел. Для начала, не будучи невероятным, но будучи очень умным и самым хитрым, подготовив свое бегство из Беларуси: всей семьей, с двумя детьми. Сбежал еще 25 июля 2020-го, кто бы сомневался.

Отпуск мышления

Чем больше знакомлюсь с айтишниками, тем отчетливее понимаю правоту Козьмы Пруткова: «Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя». Сие приводит к завиральности, лишь только айтишник из своей виртуальности выглядывает в реальную жизнь: «Я не совсем понимаю, зачем нам нужно правительство, – делится со своими либер-пластами Либер. – Потому что хорошо тренированная нейросеть, изучающая опыт других стран и выносящая на референдум какие-то решения, вполне могла бы заменить сотни людей, которые зачем-то сидят в кабинетах и ездят на своих «джили» с шоферами».

Этот компьютерный бред можно даже не комментировать, сразу послав Пашу в отпуск. Но если надо разоблачить интеллектуальную провокацию, то один из главных аргументов будет таким.

Нейросеть состоит из компьютеров. Компьютер – дурак, он работает по алгоритмам. Алгоритмы пишут люди, они закладывают критерии, требования и правила. ЛИБЕРасты же решили хорошо устроиться: мало того что не своей головой жить, а сразу брать чужой опыт. Так еще и скрыто управлять той нейросетью, которая чужое будет втюхивать через референдум.  

Свои невероятные айти-мечты топ-менеджер, судя по дальнейшему, и попытался просунуть в реальную жизнь. Став при этом на путь экстремиста и кибертеррориста.

Можно ли говорить об использовании при этом всей инфраструктуры EPAM Либером и согласными с ним ЛИБЕРастами? Судите сами: «Вот что рассказывал Павел в 2019 году, за год до президентских выборов: «Мы создаем мобильное приложение и портал, которые позволят каждому сознательному гражданину принимать участие в жизни своего района».

Иначе говоря, базу под политическую аферу с интернет-платформой «Голос» (теневой Центризбирком) в EPAM, такое впечатление, начали создавать за год до выборов.

Или тогда тоже все ушли в отпуск, как думаете?

Голос и голосящий

История «Голоса» начиналась так: «Меня свели с организаторами инициативы «Честные люди» и штабом Бабарико. Меня попросили заняться проектом «Скорая взаимопомощь» и работой с командой «Зубр». Осторожность – вторая натура: не я, а меня, не сам пришел, а свели, попросили… что не меняет сути. Суть же такова: работа на структуры, стремившиеся сменить государственный строй в Беларуси неконституционным, а то и вооруженным путем.

Подробно про эти проекты – здесь: «Честные выборы глазами детей», 27.07.20, и «Деньги – кровь войны», 26.04.21, «СБ. Беларусь сегодня».

Если же коротко: поначалу Либер занялся тем, как получать деньги с Запада и невозбранно оплачивать ими штрафы белорусским правонарушителям. А параллельно допиливал «Голос» – с кем? «Это белорусы, которые либо живут за рубежом, либо выехали за границу, все мы – сотрудники IT-компаний: как суперкрупных в США, так и белорусских стартапов». С эмигрантами. А если учесть особенности менталитета айтишников – с безродными космополитами.

«Голос» стал для невероятных главной площадкой волеизъявления, цифровых фейков и попыток легитимизации «пратэста». «Нашими партнерами будут крупные фонды и платформы – ByHelp, BySol, ZUBR life, INeedHelpBY», – анонсировал осенью 2020-го Либер свою работу с экстремистами. Сам же, убежден, возглавил весь куст интернет-разработок, ведущихся беглыми.

Это  системная деятельность по подрыву существующего государства Республика Беларусь. Такие деяния, полагаю, срока давности иметь не должны.

«Для меня платформа формирования народных выдвиженцев «Сход», – откровенничает Либер, – это фактически формирование парламента в стране с демократией здорового человека». Параллельное формирование альтернативного парламента альтернативным способом из альтернативных кандидатов в любой самой демократической стране есть нарушение конституционного строя.

Об этом Павлику сказал бы любой здоровый человек, если б айтишник таких слушал.

Звучит надтреснуто

Однако давайте пристально посмотрим, как работает любимое детище Либера – лучшее, что он создал за свою жизнь, во что вложил и свою судьбу, и судьбы семьи и детей. Как работает «Голос» – словами его создателя.

Для начала на платформе должно появиться фото избирательного бюллетеня. Что уже нарушает процедуру и суть тайного голосования. «Как убедиться в уникальности пользователей? Мы выбрали телефонный номер и чат-боты». Иначе говоря, зная телефоны своих приятелей и родственников, можно послать любое количество фоток – а ЛИБЕРасты будут по-прежнему твердить про уникальность.  

Далее «фото нужно распознать», а компьютер – дурак, говорено было. «Бюллетень, который нейросеть не могла распознать, попадал к волонтерам (мы нашли их несколько сотен за границей), и то, что отсмотрели они, проверяла узкая группа модераторов».

Несколько сотен анонимных эмигрантов, ничем не связанных с Беларусью, и узкая группа беглых (политбюро, что ли?) решают заменить собой ЦИК – а че такова? Самое смешное, что многие и до сих пор пребывают в этой интеллектуально-дебильной уверенности: ничего противозаконного мы не соверша-али.

После всего у Либера хватает (ума? смелости? наглости? – так сразу и не определишь) заявить: «Наша платформа – инструмент контроля на избирательных участках: превышает ли количество бюллетеней, присланных нам, то количество официальных голосов, которые избирательный участок дал кому-либо из кандидатов».

ЦИК над ЦИКом, сверху Либер – вот это оно и есть, «правительство айти-мечты».

Идем дальше. «Мы получили больше миллиона снимков» – ну, пусть. «Нам в руки попали официальные итоговые протоколы 1310 избирательных участков» – это тоже фотографии, неверифицированные, непонятно кем и как изготовленные, но снова – пусть. «Мы сравнивали, и было выявлено, что на каждом третьем участке есть отклонения».

Иначе говоря, на 437 участках, если на секунду Павлику поверить.

Всего же в Беларуси, по официальным данным, «было создано 5767 участков». Следовательно, ЛИБЕРасты – по своим же словам – с помощью своей супер-пупер-нейросети выявили, даже если не придираться к их изначально заложенной нелигитимности, некие отклонения на 7,6% участков.

Либер-гора родила мышь.

Заявлять следом: «Мы считаем выборку репрезентативной, получилась точность на уровне 98%» – может только очень наглый человек. Каковым Либер, безусловно, является.      

Бесстрастные цифры

Поразительно вот что: цифра – она бесстрастна. И ее, казалось бы, может видеть каждый. На «Голосе» прошло «общенациональное голосование о принуждении режима к переговорам при международной поддержке». Последнее число проголосовавших, после которого Павлик бросил хвастаться, – 770 тысяч (1 апреля 2021 года). Это при том, что «мы забрали себе назад все информационное пространство», ха-ха.

В соотношении к числу избирателей в Беларуси (6 млн 840 тыс.) это 11,3% – весь электорат жены блогера. И агрессивная агитация была, и диаспоры вбрасывали, и друг за друга десятками раз подписывались… «За этим голосованием следит весь мир! – как ни в чем не бывало голосит Либер. – Это просто восхитительный результат!»

Если бы весь мир и правда следил, ЛИБЕРасты лишились бы грантов завтра же.

«Петиция против признания бчб экстремистским набрала в итоге 103 202 подписи» (5 февраля 2021 года). А ведь каждый из невероятных должен был и за себя подписаться, и за всех родственников, правда?

Вот ЛИБЕР-отчет за 21 декабря 2020-го: «Когда мы запускали подсчет протестующих на «Голосе» в сентябре – отметилось 130 тыс. людей. А когда запустили на эти выходные – 135 тысяч». Если даже брать только минчан (предположим, лишь они и сидят к настоящему времени в VPNах и Telegram’ах), то процент невероятных снова не больше 10,8% (135 тысяч разделить на число избирателей в столице 1 млн 240 тыс.).

Наконец: в пике, по словам самого Либера, на «Голосе» было зарегистрировано 1,2 млн… не буду говорить избирателей или даже человек по приведенным выше очевидным причинам. Но – допустим.

Это 17,5% от всего (включая 5 тыс. диаспоры) количества избирателей. Считаем: 10,1% за жену блогера плюс 4,6% против всех плюс 4% за остальных равно 18,7%. Что непонятно? – и с составом «Голоса», и с его самоприсвоенными правами, и с ангажированностью (не сказать продажностью) его создателей – что еще?

Нету дна, но нет и Дона

О том, почему люди не видят очевидного в наше время постправды, искажений и фейков, манипуляции людьми и смыслами, можно рассуждать долго.

По поводу того же фальшивого голоса его создатель говорит так: «Когда платформа развивалась, граждане поверили в нее, «Голос» сыграл большую роль в становлении гражданского общества». Не совсем так: и Либер, и его голос давно стали частью того общества – которое, как можно полагать уже очевидным, есть ГрОб для Беларуси. А зомби склонны верить себе подобным.

«Мы отправим полный отчет на английском языке в иностранные СМИ, уже есть договоренности с ними. Плюс международное давление: отчет будет предоставлен всем международным организациям, я уже говорил об отчете сейму Литвы» – а вот это теплее. Кто Либера непосредственно пользует, тот первым и отчет получает, все правильно.

«К нам стали поступать запросы из других стран. В Казахстане скоро выборы, и мне сегодня три человека написали оттуда: им интересен «Голос» и возможность внедрения такой системы на своих выборах» – а вот и конечная цель тех, кто Либера пользует. Распробовав голос на Беларуси, этот инструмент надо применить против Казахстана и всех остальных стран вокруг России. Чтобы потом, имея на руках голосящее «оружие возмездия»… дальше понятно.

«Если посмотреть на всех участников «Голоса», «Честных людей», участников штабов – это все люди с достаточно хорошим достатком, бизнесмены, художники. У всех этих людей есть потребность в том, чтобы нести обществу пользу. Мне хочется сделать так, чтобы в мире стало лучше» – стало лучше для меня, Либера. Нести пользу – для ГрОба, гражданского общества. Не забывая отправлять отчеты международным организациям и сейму Литвы, что безусловно.

Сейчас «сообщество «Честные люди» с командами «Зубр» и «Голос» готовят кампанию «Референдум», чтобы предложить белорусам протестное голосование». Высокоинтеллектуальные, несущие пользу и делающие мир лучше художники предлагают, не поверите: «Мы видим смысл в том, чтобы сделать бюллетень недействительным». То есть прийти и испортить.

Видимо, следующий шаг в дискурсе развития ЛИБЕРастов – нагадить под дверь, позвонить и убежать (не перепутав последовательность): «Это должна быть мощная электоральная кампания на всю страну, в которую можно вовлечь белорусов»… прав был Козьма Прутков. Флюс – это периостит, гнойная патология, некрасивая и очень дурно пахнущая. Лечить поздно, надо вскрывать и вычищать.

ЛИБЕРасты – они, похоже, и вправду в интеллектуально ограниченном своем мирке думают: мол, сделанное нами не противозаконно, мы все так говорим. Рыжым, мол, должен (обязан, мы ж так все этого ждем) рухнуть, а мы – вернуться и пановать, все восхищаются нами. А где-то в глубине тревожной души отчаянно верят, что с Дона выдачи нет.

Меж тем их деяния против бывшей родины срока давности, повторю, иметь не должны. А Дона у ЛИБЕРастов никогда не было – и, как показывает вся западная история, не будет.

mukovoz@sb.by

t.me/nakipelo_by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter