Как относиться к слэклайну – новому экстремальному увлечению молодых

Опасные прогулки на высоте

При первом знакомстве со слэклайном у обывателя возникает ложная ассоциация с неоправданным риском, на самом же деле никто из тех, кто ходит по стропе, свою жизнь опасности не подвергает. Душераздирающих историй из категории «держался на волоске между жизнью и смертью» из уст слэклайнера вы никогда не услышите. 

И вообще за все время существования Всемирной ассоциации слэклайна было зафиксировано всего шесть происшествий с летальным исходом — почти все они произошли по нелепому стечению обстоятельств вкупе с грубейшими нарушениями техники безопасности. Шанс травмироваться, поскользнувшись в душе, куда выше, чем при занятиях слэклайном, говорят спортсмены.

Слэклайнеры говорят, что их увлечение подходит всем:
им можно заниматься у себя во дворе, или же балансировать на высоте 2700 метров над уровнем моря.
Все зависит только от желаний и способностей.

Песня о канатоходцах


На первый взгляд кажется, что слэклайн воспет в культуре так, как, наверное, никакое другое спортивное увлечение. «Он не вышел ни званьем, ни ростом, ни за славу, ни за плату, на свой необычный манер он по жизни шагал над помостом по канату, по канату, натянутому, как нерв» — исполнял Владимир Высоцкий «Песню о канатоходце». «Она по проволоке ходила, махала белою рукой, и страсть Морозова схватила своей мозолистой рукой» — вторил ему Булат Окуджава в «Песенке про Ваньку Морозова». Но на самом деле слэклайн и канатоходство — занятия немного разные, хотя их частенько путают. Различий между ними — пропасть. Самое главное — в слэклайне стропа, по которой ходит спортсмен, более эластичная, и натянута она на небольшой высоте, что позволяет ему порой и вовсе отказаться от страховки. Но на это решаются лишь профессионалы экстра-класса, их еще называют «фри соло», или «сорвиголова».

Как и многие другие новшества, слэклайн зародился на Западе. В 70-х годах прошлого века чудаки из США ходили по цепям, натянутым на парковках. Впоследствии эту забаву подхватили альпинисты, которые коротали время «прогулками» по стропе при своих долгих восхождениях.

Александр Хлебцевич, участник единственной в Беларуси команды по слэклайну, в беседе с корреспондентом «Р» рассказал о необычном для наших широт увлечении, о новых мировых экстремальных направлениях и о своем участии в беспрецедентных высотных перфомансах.

— По своей сути слэклайн всегда был ближе к активному отдыху, но в последнее время стал больше позиционироваться как спорт, — рассказывает Александр. — Спортивная часть заключается в акробатических элементах на коротких, невысоко натянутых линиях. Такие соревнования периодически проводятся в Европе. Наша же команда ходит по длинной линии, не акцентируя внимания на трюках.

На Комсомольском озере в Минске, а именно на его берегу мы ведем беседу с Александром, в конце 2000 годов энтузиасты организовали первый в СНГ фестиваль. Тогда слэклайн только появился, и никто еще толком не знал, что это такое и с чем его едят.

Сам Александр поначалу занимался более экстремальным роупджампингом — прыжками с веревкой с высоких объектов. Но в той команде были люди, которые затем перетащили нашего героя на слэк.

— Ребята из команды, которые открыли для меня мир слэклайна, изначально увлекались туризмом. Однажды в Украине увидели в продаже слэк, доселе неизвестную в наших краях вещь, приобрели его и потом по видеороликам в интернете стали учиться ходить. Вот так простое любопытство переросло в серьезное увлечение.

По тонкой ленте


Хождению по стропе Александр уделяет достаточно много времени — тренируется не менее четырех раз в неделю по несколько часов, в зависимости от погоды и настроения. В нашей стране тех, кто постоянно ходит по слэку и имеет высокий уровень подготовки, совсем немного. Прохожие часто заинтересованно наблюдают за ребятами во время их тренировок в парках и на Комсомольском озере, некоторые пробуют ходить и даже становятся членами команды.

— Для новичков мы натягиваем линии на высоте всего 30 сантиметров над землей, при падении грозит лишь удар по самолюбию, — шутит Александр. — Занятие слэклайном — это хорошее подспорье в умении контролировать свое тело, ведь постоянно задействуются руки, ноги, спина. Для того чтобы начать ходить по линии, достаточно лишь желания, дополнительная физическая подготовка не будет лишней, но это далеко не решающий фактор. Азы хождения по стропе постигаются исключительно методом проб и ошибок. К тому же хождение по линии легко совмещать с работой или учебой, поэтому любой желающий, отыскав во «всемирной паутине» группу Slackline Minsk, может прийти в парк на нашу тренировку, и кто знает, возможно, в будущем станет профессионалом мирового уровня в этом деле.

Только смелым покоряется «Титан»


В начале этого года команда Александра побывала в Турции на фестивале Turkish highline carnival, куда съезжаются слэклайнеры со всех уголков земного шара для обмена опытом. Цель фестиваля очень простая — вдоволь походить по натянутому слэку в самых живописных природных декорациях. Фестиваль проводится уже несколько лет под эгидой Всемирной ассоциации слэклайна в небольшом лагере скалолазов.

На фестивале на радость экстремалам было предоставлено широкое разнообразие натянутых между скалами линий, варьирующихся по сложности, от 20 метров высотой и до 160 метров в длину.

— Никакие искусственные условия по силе впечатлений не сравнятся с нерукотворными гористыми площадками, — признается Александр. — За безопасностью наблюдали закрепленные за каждым участком ригеры (от англ. rigger — монтажник), за их плечами не один год опыта крепления строп на разных поверхностях.

Беларусь — страна равнинная, но здесь тоже можно попробовать свои силы на высотах. В 2015 году на открытии торгового центра «Титан» Александр и ребята из команды ходили между башнями на высоте 70 метров. Они, конечно, не сравнятся с колоссальными 400-метровыми высотками Всемирного торгового центра, показанными в фильме «Прогулка», но, тем не менее, такой опыт у наших слэклайнеров есть. Как назло, в день икс разыгрался ветер, и чтобы бороться с ним на такой высоте, через каждые два-три метра под стропу приходилось крепить ветроуловители — кавалетти.

— Ветер был такой силы, что даже они не сильно помогали, — говорит Александр.— Но все прошло как по маслу, и в этом главную роль сыграла предварительно проделанная огромная работа. За месяц до открытия центра мы тщательно проинспектировали здания. А за день до открытия с верхнего этажа спустили веревку, а с крыши соседнего здания 200-метровую стропу, на земле их связали и натянули. В одном из дверных проемов закрепили страховочную железную балку под нагрузкой и на нее зафиксировали линию. На все приготовления ушло три часа. В принципе, порядок действий при подготовке был точно такой же, как в «Прогулке», только в отличие от киноленты у нас все было законно.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter