КГК о финансировании экстремистских формирований

Опасные игры

За финансирование терроризма и экстремизма предусмотрено серьезное наказание. Во всем мире так. И лично для меня странно, что в моей стране есть люди, которые направляют деньги на террористическую деятельность. Понимают ли, что в том числе благодаря им совершаются тяжкие преступления против нашего государства и народа? Понимают ли, что нет никакой анонимности и что каждый, кто финансирует экстремистские формирования, сам рано или поздно окажется за решеткой?

* * *

Минчанин Александр Зиязетдинов не ожидал, что к нему домой однажды придут оперативники финансовой милиции Комитета госконтроля и спецотряд быстрого реагирования внутренних войск. Экстремисты из BYPOL обещали Зиязетдинову анонимность, когда он перечислил средства (0,2 эфира) на их криптокошелек.


— В 2021 году я действительно перевел средства экстремистской организации, — рассказывает задержанный, уверяя: мол, не предполагал, что деньги будут использоваться в деструктивных целях. Теперь, говорит, понимает, что никакой анонимности нет, и призывает совершивших аналогичные переводы добровольно сообщить о них в правоохранительные органы. Знает ли Александр, что за организация BYPOL?

— Я не знал, что организация является экстремистской, — отвечает. — Деньги перевел, так как хотел поддержать людей. Сейчас понимаю, что совершил преступление. Раскаиваюсь.

За финансирование экстремистской деятельности этот человек является фигурантом уголовного дела. С санкции прокурора он взят под стражу.

Вычислили и белоруса Яна Кровопуска — владельца криптокошелька, с которого в ноябре прошлого года переводили деньги террористам из «Кибер-партизан» (перечислено 0,002 биткоина). Кровопуск сбежал в Польшу еще в июле 2021‑го и уже оттуда слал деньги. Возбуждено уголовное дело.


Это лишь несколько примеров из множества, собрав которые и проанализировав денежные потоки, поступавшие на экстремистскую, террористическую деятельность в Беларуси, специалисты Департамента финансовых расследований КГК увидели всю схему финансирования целиком.

— Органы финансовых расследований постоянно проводят мероприятия по выявлению и пресечению фактов финансирования деструктивной деятельности, а также установлению тех, кто к этому причастен,
— говорит заместитель начальника управления ДФР Дмитрий Дягилев. — Выявлены различные схемы финансирования: ввоз наличной валюты из-за границы, перечисление на иностранные карты, переданные гражданам Беларуси, спонсирование некоммерческих организаций.

Вот, к примеру, как возили наличку. Владелица пинского сетевого медиа получала деньги через созданную в Литве подконтрольную компанию. В 2019 — 2021 годах на счет созданной ею литовской фирмы от европейских и американских фондов, поддерживающих деструктивную оппозицию в Беларуси, поступило более 115 тысяч евро. Они обналичивались и ввозились в нашу страну небольшими суммами, что позволяло не декларировать их и до поры до времени скрывать факт ввоза. Этими деньгами рассчитывались, например, с работниками сетевого ресурса за подготовку и размещение в интернете опасной информации. В отношении пинчанки возбуждено уголовное дело.

* * *

Дмитрий Дягилев говорит, что в последнее время экстремистские и террористические формирования настойчиво рекомендуют перечислять им криптовалюту:

— Установлены граждане, переводившие средства незаконным экстремистским формированиям «Фонд солидарности BYSOL», «By_help» и другим. Деньги перечислялись как на открытые за границей расчетные счета, так и на криптокошельки, а потом направлялись на деструктивные цели.

Конкретный факт. Гомельчанин пересылал криптовалюту на криптокошелек экстремистов из «Фонда солидарности BYSOL/Belarus solidarity foundation». Человек уверяет, что раскаялся, помогает следствию. Известно также о переводе минским предпринимателем в адрес экстремистских формирований более 2,2 тысячи долларов. Он был задержан. Еще двое минчан постоянно получали деньги от фонда «Страна для Жизни», которые затем шли на поддержку участников уличных беспорядков. Теперь оба — фигуранты дела.
Комитету госконтроля известны все каналы финансирования экстремистской и террористической деятельности.  
Недавно были возбуждены новые дела по статье 361 — 2 Уголовного кодекса в отношении ряда лиц. Очевидно, что рано или поздно спонсоров терроризма и экстремизма находят, это лишь вопрос времени. И не важно, отправляешь ли ты крупные суммы или чисто символические. Кураторы же таких формирований продолжают убеждать граждан, что криптовалюта — самое безопасное средство платежа, гарантирующее отправителю анонимность.


Однако хотелось бы, чтобы белорусы не ввязывались в это не из-за боязни наказания, а понимая, что их склоняют помогать преступным организациям. 
КГК разработал алгоритм установления лиц, осуществляющих платежи в криптовалюте на преступные цели. Эти люди, говорит замначальника управления ДФР, устанавливаются каждый день. Дальше — уголовное дело и суд. 
— Нужно понимать, что сведения обо всех совершенных транз­акциях в криптовалюте имеются в открытом доступе, — напомнил собеседник. — Это такие сведения, как адрес криптокошелька отправителя и получателя криптовалюты, дата, время и сумма транзакции... При этом экстремистские формирования в соцсетях и мессенджерах размещают данные о своих криптокошельках с просьбой поддержать финансово деструктивную деятельность.

И снова к примерам. На криптокошельки экстремистского формирования BYPOL с конца 2020 года в различных видах криптовалют перечислено в эквиваленте более 360 тысяч долларов, а на криптокошельки «Кибер-партизан» с середины 2021‑го — более 90 тысяч долларов. Основная часть денег поступает из-за рубежа… В общем, у финансовой милиции есть необходимые ин­струменты для деанонимизации владельцев таких кошельков.

Да, и для привлечения к уголовной ответственности не имеет значения, в какой стране находился гражданин, переводя средства экстремистам, уточняет представитель ДФР:

— Однако если человек вовремя заявил о финансировании экстремистской деятельности и (или) другим образом способствовал предотвращению и выявлению фактов такого финансирования, то он освобождается от уголовной ответственности. В противном случае наказание по статье 361 — 2 УК предусматривает до пяти лет лишения свободы.

* * *

Созданные за рубежом и признанные экстремистскими фонды продолжают собирать средства на деструктивные цели. Сейчас переключились на финансирование участия белорусов в вооруженном конфликте в Украине в составе так называемых «Батальёна Каліноўскага» и «Беларускага палка «Пагоня».
Дмитрий Дягилев напомнил, что финансирование вооруженных формирований квалифицируется по статье 361 — 3 УК Беларуси, и добавил:

— Вербовка, обучение, другая подготовка либо использование граждан Беларуси или постоянно проживающих в нашей стране лиц без гражданства для участия на территории иностранного государства в вооруженном формировании одной из противоборствующих сторон, в вооруженных конфликтах, военных действиях, а равно финансирование или иное материальное обеспечение такой деятельности при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 132 УК, наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Организаторы подобных сборов тоже всё настойчивее говорят о криптовалюте, опрометчиво надеясь на ее анонимность. Органами финансовых расследований уже установлены факты финансирования «Батальёна Каліноўскага» с использованием криптовалюты на сумму не менее 76 тысяч долларов. Среди тех, кто отправлял средства, — белорус Александр Волчек, использовавший свой аккаунт на одной из криптобирж. За финансирование участия граждан в вооруженном конфликте Волчек стал фигурантом уголовного дела. Известно также, что этот человек — активный участник уличных беспорядков 2020 года. Сейчас он в Украине.

По материалам ДФР возбуждено уголовное дело и в отношении всем известного афериста Стрижака — руководителя экстремистского формирования «Фонд солидарности BYSOL». Этого персонажа даже беглые преступники пытаются отвадить от кормушки, так как нечист на руку. Стрижак, если кто помнит, организовал сбор средств на финансирование участия граждан в вооруженном конфликте на территории незалежнай. Это из последних его афер.

Дмитрий Дягилев подвел итог нашей беседы так:

— Благодаря планомерной и системной работе (в том числе во взаимодействии с другими госорганами) вопросы финансирования деструктивной деятельности в Беларуси находятся в зоне постоянного внимания КГК, оперативно выявляются и пресекаются. Сейчас не носят массового и системного характера. Созданная КГК система действенных мер позволяет не только выявлять и пресекать схемы финансирования деструктивной деятельности, но и противодействовать их появлению в будущем, своевременно и оперативно реагировать на возникающие вызовы и угрозы.

К СВЕДЕНИЮ

Отдельным способом финансирования деструктивной деятельности проходили некоммерческие организации. Один из примеров: в прошлом году сотрудники ДФР выявили факты использования правозащитным учреждением на деструктивные цели средств, выделенных для помощи людям с инвалидностью.

Суммы, которые поступали в правозащитное учреждение «Офис по правам людей с инвалидностью» по программе развития ООН, должны были пойти на юридическую помощь уязвимым категориям граждан, инвалидам. Но шли (на оплату услуг адвокатов) участникам уличных беспорядков.

Кстати, директор «Офиса» входил в расширенный состав так называемого «координационного совета», созданного в августе 2020 года для планирования, организации и координации протестов, цель которых — захват власти, смена политического руководства страны неконституционным путем.

В отношении «правозащитников» и иных лиц возбуждены уголовные дела.

gladkaya@sb.by

https://t.me/lgbelarussegodnya

Фото ДФР.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter