Опасно, дичь

Некоторые охотники не сдают на проверку мясо лесного кабана и сильно рискуют
В Вороновском районе 24 человека, в том числе четыре ребенка и две беременные женщины, попали в больницу. Причина в куске мяса. Им угостил, надо полагать, по доброте душевной, местный охотник. Он говорит, что это была обычная свинина. Где взял? Тут его объяснение перетекает в сферу непреодолимой туманности. Хотя есть предположение, что речь идет все же о диком кабане. Именно его мясо чаще всего заражено трихинеллами. Их личинки, однажды попав в организм человека, остаются там навсегда. Болезнь тяжелая — высокая температура, сыпь, боль во всем теле. Иногда она заканчивается смертью. А если человеку удалось выжить, то потом всю жизнь он мучается. Постоянная мышечная боль, сердечная недостаточность, гепатит... Легко от трихинеллеза не отделаешься. 


В этой истории шокирует многое. Опасным мясом, ничего не ведая, угощались в шести населенных пунктах. Из него подавали блюда и на поминках. Но пока ни один из пострадавших даже под “угрозой смерти” не признался, что ел дичину. Сам охотник продолжает стоять на своем: кабанов отстреливал, но, как и положено, сжигал их. Сейчас это дело находится в прокуратуре, подключена к расследованию и Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь.

Вспышки этой коварной болезни в стране периодически случаются. Не в новинку они и для Гродненщины, известной своими богатыми пущами. Врач Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Алла Хутко вспоминает 2011 год. Беда пришла из Волковысского района — там почти 59 человек отведали дичины. Затем был Гродненский район — 33 потерпевших, в Ивьевском — 39, в Слонимском — 14. После расследования этих ЧП арендаторы охотугодий, где были отстреляны зараженные кабаны, получили солидные штрафы. Любопытно, что в одном из районов кабан сам бросился под колеса комбайна, убиравшего кукурузу. Механизатор решил, что это удача, привез тушу домой и разделил ее между родными и близкими...

Прошлый год был относительно спокойным. А этот вновь обострил проблему. Все началось со Свислочского района. Удивительно, что среди заболевших оказались опытные работники Национального парка “Беловежская пуща”. И вот уже вороновская история наделала шума. Почему же никто не признается, какое мясо ел? Дело в том, что в связи с африканской чумой (она выкашивает целые свинокомплексы, но для людей безопасна) Совмин принял постановление, которое строго предписывает все туши клыкастных лесных обитателей сжигать или закапывать. Тому, кто нарушит правила, грозит уголовная ответственность. С целью прекращения разрастания АЧС сейчас, по сути, проводится уничтожение главного распространителя этого заболевания — дикого кабана. Мера вынужденная. Охотоведы успокаивают: как только риск эпидемии минует, поголовье они восстановят. И если раньше егеря шутили, что кормят “диков” как домашних свиней, чтобы всячески способствовать их размножению, то теперь соревнуются по отстрелу. Счет каждый месяц идет на сотни. И это лишь по Гродненской области. Лесные могильники — вкопанные в землю металлические контейнеры. Сжигают застреленных зверей реже. Но если все делается по инструкции, то почему расползается по области опасный (уже для человека) трихинеллез? В Гродненской областной организации БООР рассказали, что 90 процентов наших охотников “мясники”, а не “трофейщики”.

Почему же столь много случаев отравления дичиной, которую нужно было массово закапывать или сжигать? Не знают, что “дик” может быть заразным? Или просто лень охотнику отнести на проверку мясо в лабораторию, прежде чем вдоволь и бесплатно накормить родных и близких?

На Гродненской городской ветеринарной станции сказали, что дело не в том, что охотники к ним забыли дорогу. Времена, когда без проблем можно было бесплатно проверить на наличие трихинелл дикую свинину, даже не предъявляя лицензии на отстрел, миновали. Сейчас и домашнюю-то проверяют при наличии справки из сельсовета, удостоверяющей, на каком подворье свинью вырастили, и заключения местного ветврача, что перед убоем скотина не болела. А тот, кто принесет дичину, что и говорить — заведомо браконьер.

Кстати, в Польше и Литве проблема с АЧС и трихинеллезом не менее серьезная, чем у нас. Но там охота ради мяса продолжается. Правда, у соседей созданы мобильные лаборатории, где тушу на месте в течение нескольких часов обследуют. И если кабан был здоров, стрелок может забирать добычу.

У нас строгие меры, конечно, оправданны. Но нужно учитывать один нюанс: если запрет порождает риск, в ситуации, видимо, стоит более детально разобраться. Врачи, с которыми разговаривала на эту тему, считают, что трихинеллез любыми способами нужно остановить. А как это сделать, если поход в лабораторию практически означает тюремный срок? И пока мы боремся с АЧС, удар наносится с другой стороны. Можно возразить: нечего заниматься браконьерством. Но ведь еще год назад это не считалось браконьерством. Да, правила и законы надо соблюдать. Однако, может, все же стоит разграничить борьбу с браконьерством и безопасность людей? Ведь “страшным” мясом травятся не только охотники. Да, к дичине сейчас лучше вообще не прикасаться. Но бывают разные случаи. И вороновский пример показателен: виноватых нет, а пострадавших много.


ПО ПОВОДУ

Марк Баранский, заместитель председателя Гродненской областной организации РГОО “Белорусское общество охотников и рыболовов”:

— Правила охоты на кабана сегодня жесткие, но браконьеров и они не останавливают. Мы ведь не можем огородить леса колючей проволокой, чтобы никто не умудрился унести отстрелянного кабана с собой. Поэтому, считаю, надо не идти дальше по пути ужесточения наказания, а усиливать профилактические меры, чтобы люди понимали: даже если они не будут пойманы с поличным, незаконный отстрел дичи может обернуться большой бедой.

Татьна Якусевич,заведующая отделом Гродненского областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья:

— Последствия трихинеллеза очень серьезные, поэтому есть непроверенное в лаборатории мясо диких кабанов категорически запрещено. Считаю, что ветсанэкспертиза должна быть доступной для населения, проводиться без предоставления охотничьих лицензий на отстрел. Причиной массового распространения трихинеллеза является человеческая безответственность. Не понимаю, что должно на чаше весов даже у гурмана перевесить здоровье. Ни в коем случае нельзя приобретать мясо с рук в не установленных для торговли местах. На Гродненщине уже был случай, когда люди заразились трихинеллезом, купив неизвестно какое мясо у неизвестно какого продавца. К сожалению, есть и смертельные случаи. Говорят, что человек есть то, что он ест. Над этим стоит задуматься.

infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter