Директор Института экономики НАН Василий Гурский: «Масштаб экономических последствий от жестких карантинных мер несопоставим с масштабом угрозы от самого коронавируса»

Опаснее, чем вирус

Нагнетаемый страх перед COVID‑19 вверг мировую экономику в зону турбулентности

Остановка предприятий, падение спроса на товары, сокращение рабочих мест и погружение в анабиоз целых отраслей — международных авиаперевозок, туризма и гостиничного бизнеса, строительства, торговли, сферы развлечений… Вот далеко не полный список потерь в результате коронакризиса, во многом спровоцированного беспрецедентными карантинными мерами, предпринятыми целым рядом стран. По мнению директора Института экономики НАН Беларуси Василия Гурского, масштаб экономических последствий этих общемировых «пряток» несопоставим с масштабом угрозы от самого вируса, а лучшим средством от нагнетаемой в обществе истерии может стать отрезвляющая статистика.

Фото  БЕЛТА

— Адекватны ли ограничительные меры, на которые пошли многие страны, реальной картине человеческих потерь от COVID‑19? 

— О свирепствующем в мире коронавирусе сейчас пишут много и противоречиво, порой сея неопределенность и уныние. Возникшая паника старательно распространялась и подогревалась многими СМИ. В какой‑то момент казалось, что нет никаких других проблем и новостей и что самое важное — нет от него спасения. Люди прятались, предприятия закрывались, страны самоизолировались. Складывается впечатление, что до коронавируса люди не болели и не умирали, хотя человечество на протяжении всей своей истории постоянно сталкивается с новыми вызовами, в том числе с болезнями. Между тем, согласно объективным статистическим данным, ситуация с COVID‑19 не такая апокалиптическая, как нам еще недавно пытались внушить зарубежные СМИ. Даже принимая во внимание то, что это реальная угроза и опасная болезнь, очевидно, что кроме него есть и другие проблемы, в том числе в сфере здравоохранения. 

Лишь 7 процентов от общего числа смертей по причине инфекционных заболеваний в мире с начала 2020 года приходится на COVID‑19. За этот период от коронавирусной инфекции умерло людей в 5,5 раза меньше, чем от курения, и значительно меньше, чем от малярии. 

Даже при отсутствии вакцины подавляющее большинство зараженных коронавирусом достаточно быстро выздоравливают либо переносят заболевание в легкой форме.

Да, беспрецедентные меры в самой системе здравоохранения, подвиг врачей можно оценить в высшей степени положительно. Но ограничительные меры в экономике были избыточны и совершенно несоразмерны угрозе. Карантинные меры, повлекшие потерю миллионов рабочих мест во всем мире, навредили людям больше, чем сам вирус. 

В этом году в мире от голода уже умерло 4,8 млн человек, это в 12,3 раза больше, чем от COVID‑19! Хорошо, что в нашей стране продовольственная безопасность в приоритете и потребители не чувствуют никаких перебоев с поставками.

— Беларусь действовала по своему сценарию, не вводя карантин. Каких негативных моментов благодаря этому мы смогли избежать и с чем нам все‑таки придется столкнуться?

— Реальный сектор у нас по возможности продолжал работу, предприятия и границы не закрывались специально. Белорусская экономика не понесла такого урона, как в странах, вводивших жесткие карантинные меры. Потери минимизированы. И сейчас, когда другие государства пытаются открывать свои производства, восстанавливать прерванные экономические связи, расходуя на эти цели немалые средства, наша страна оказалась в более выгодном положении как в социально‑экономическом плане, так и с точки зрения международного имиджа. Это неоспоримое доказательство способности руководства Беларуси проводить взвешенную, независимую политику в интересах своего государства, без оглядки на окружающих. 

Тем не менее падение мировых цен на нефть, недостаточная загрузка производственных мощностей в нефтеперерабатывающем комплексе, сокращение спроса на калийные удобрения и снижение деловой активности в мире из‑за пандемии стали причиной снижения ВВП и у нас. Из‑за высокого уровня открытости белорусской экономики и географической концентрации экспорта динамика экономического развития страны во многом зависит от изменений международной конъюнктуры и состояния экономик государств‑партнеров. Драйверами роста в сложившейся ситуации выступили информация и связь, сельское хозяйство и жилищное строительство. Спад наблюдается в промышленности, транспортных перевозках, туристическом и гостиничном бизнесе, общественном питании. Наиболее болезненной в социально‑экономическом плане в период кризиса является угроза сокращения рабочих мест в пострадавших от международного карантина сферах деятельности и связанная с этим угроза снижения доходов населения. Поэтому перед Правительством и ставится задача обеспечить экономический рост.

ФОТО РЕЙТЕР.

— Что ждет человечество в постковидный период? Каковы будут последствия карантинного «простоя»? 

— Хотя текущий кризис мировой экономики на первый взгляд спровоцирован неэкономической проблемой, характер его протекания во многом обусловлен назревшими еще до появления коронавируса социально‑экономическими противоречиями в международных отношениях. Пандемия стала своего рода триггером, спусковым механизмом для обострения. 

Страх перед коронавирусом активно нагнетается и используется в разных странах как предлог для оправдания непопулярных мер, которые зачастую идут вразрез с существующим законодательством и международными договоренностями. 

Принудительно остановлены конкурентоспособные предприятия и современные высокотехнологичные отрасли, чья продукция всегда пользовалась спросом. Закрылись границы и прервано сообщение между дружественными государствами. Под шумок происходит передел рынков и сфер влияния, а людям пришлось месяцами сидеть по домам, как в тюрьме. Сейчас накопившееся возмущение во многих странах перерастает в беспорядки. Растет социальная напряженность. Во многом это следствие жесткой изоляции и карантинных мер. Всю глубину мирового экономического кризиса, спровоцированного (но являющегося далеко не единственной его причиной) COVID‑19, нам еще предстоит оценить и пережить. В условиях турбулентности мировой экономики крайне важно сохранить внутреннюю стабильность в своей стране. Уверен, что порядок всегда лучше хаоса, а спокойствие лучше паники.

ФАКТ

Согласно опросу шведской компании Intrum AB, в котором приняли участие 4800 человек из 24 европейских стран, каждый пятый житель Европы вынужден жить в долг, чтобы покрыть насущные расходы. Из-за пандемии наиболее финансово пострадали жители Греции и Румынии. Менее всего кризис сказался на Скандинавии. 

КСТАТИ

Мировую экономику ожидает самый глубокий спад со времен Второй мировой войны: в этом году она сократится на 5,2 процента, а уровень безработицы превысит 17 процентов — такой прогноз дается в свежем докладе Всемирного банка «Перспективы мировой экономики». 

vasilishina@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter