В Гомельской области прокуратура нашла около 300 водителей, которые по медицинским показаниям не имеют права управлять автомобилем

Опасная колея

Случайным людям нет места за рулем

Ко всякому водителю я готова относиться с уважением, даже не зная его лично. Потому что теоретически известно: случайным людям нет места за рулем. Человек проходит медкомиссию, где его проверяют врачи. Он учится в автошколе, где с ним занимаются профессионалы. Сдает экзамены в госавтоинспекции, которая просто так на дорогу не выпустит. В общем, проходит «сито», которое дает некую гарантию безопасности. Но всех ли это сито «просеивает»?


Результаты последней проверки, которую провела прокуратура Гомельской области, прямо скажем, шокируют. Здесь заинтересовались связью между призывом в армию и получением водительского удостоверения. Признаюсь, поначалу я не поняла:


— Простите, а какая вообще связь?


Заместитель начальника отдела прокуратуры Гомельской области Елена Коноплич объяснила:


— Есть молодые люди, которые признаются негодными к службе в армии по ряду заболеваний. Речь идет о болезнях нервной системы, психических и поведенческих расстройствах, а еще таких диагнозах, как умственная отсталость, алкоголизм. Эти же заболевания и противопоказания запрещают допуск лиц к управлению механическими транспортными средствами. Если по таким основаниям призывник негоден к службе, то и водительского удостоверения у него быть не должно. Единственное, что может внести коррективы, — решение специальных врачебных комиссий наркологического и психиатрического учреждений, которое принимается в каждом случае индивидуально.


Разбираем «богатую» фактуру по деталям. В Хойникском районе с 2011 по 2013 год 30 призывников зачислены в запас на основании диагнозов, запрещающих допуск к управлению автомобилями. Но у восьми из них есть права и они рулят. Еще интереснее расклад в Калинковичском районе. Здесь из 198 молодых людей, которые по той же причине не могут служить в армии, 54 — водители, из них 21 состоит на учете у психиатра...


Хочу внести ясность: никаких стрел в сторону конкретных людей. Дело не в диагнозах, а в том, что есть жесткие ограничения к управлению машиной, способной изувечить не только хозяина, но и других людей. Нельзя — значит нельзя. На то и требования закона.


А если все–таки получилось, что можно? Тогда что? Тогда случаются всякие истории. И с трагической развязкой также. Отправляюсь по адресам. В прокуратуре Хойникского района за фактами далеко не ходят:


— Пожалуйста, 22–летний Виктор А. Призывной медкомиссией был признан негодным к военной службе из–за заболевания нервной системы. Но в то же время получил водительские права. Смотрим в талон: за три года длинный список нарушений на дорогах. Его земляк Александр К. Служить не может, удостоверение имеет. В июне прошлого года оштрафован за пьяную аварию, место которой покинул.


История из Светлогорского района и вовсе из рук вон. Нынче 26–летний Владимир Р. тоже не попал в армию по медицинским показаниям. В мае прошлого года его признали негодным к военной службе. В том же мае молодому человеку выдают водительское удостоверение категории «В» и «Д». Парень работает водителем 3–го класса в филиале местного автопарка (!). За неполных полгода — пять штрафов за нарушения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.


И последний фрагмент в тему. Буда–Кошелевский район. Призывник Вячеслав Г. Поведенческое расстройство не позволило ему влиться в армейские ряды. Удостоверение категории «В» и «С» он получил еще за пару лет до того, как дошел до этого диагноза. Однако постановка на учет в мае 2011 года никак не отразилась на его водительской биографии. Хотя должна была: в таких случаях назначается переосвидетельствование. Чем дело кончилось? 12 раз нарушал ПДД. А в одном из последних автоприключений на служебных «Жигулях» разогнался по улице райцентра, не справился с управлением и въехал в железобетонную плиту. Один его пассажир погиб, второй покалечен, машина всмятку. Суд дал призывнику два года лишения свободы в колонии–поселении.


Понятно, что и без диагнозов некоторые водители на дорогах показывают такое, что вне всякого понимания. Но, повторюсь, есть жесткие правила, законодательно закрепленные. И уверена: совсем не просто так принят перечень заболеваний, запрещающий допуск к вождению автомобилей. А именно потому, что дорога — зона риска, где нужны концентрация, четкость действий и реакция. Иначе последствия непредсказуемы. Нам ли о них не знать...


Почему тогда требования нарушаются? Ответ на этот вопрос, как ни странно, есть, и укладывается он в одно слово — «сбой». С него и начинает выводы Елена Коноплич:


— Сбой в системе взаимодействия медицинских учреждений, военкоматов, ГАИ и инспекций Гостехнадзора. Одни обладают информацией о гражданах, признанных медкомиссией негодными к военной службе, другие должны иметь к ней доступ. Нужно наладить механизм оперативного обмена этими сведениями для того, чтобы исключить подобные ситуации. Комиссия приняла решение, информация тотчас идет по цепочке в медучреждения по месту жительства для внесения диагнозов в амбулаторные карты, после — в другие службы. Иначе положение дел не исправить. А за этим, как вы понимаете, стоят не просто цифры.


После переработки материалов прокуратура Гомельской области поставила под сомнение 283 обладателей водительских удостоверений. Сейчас им предстоит пройти переосвидетельствование. Если диагнозы останутся в силе — права заберут. Отдельно проверят Мозырскую центральную городскую поликлинику, откуда как–то особенно много вышло «учетных» водителей. Всего же вынесено 12 представлений и 4 предписания об устранении нарушений.


Нет сомнений — в этом первичном звене на Гомельщине сейчас наведут порядок. Но вот какая мысль приходит на ум: природа аварий, получается, не только в бескультурье, неопытности и стечении фатальных обстоятельств. За трагедиями могут стоять еще и сбои в системе допуска водителя на дорогу.


Фото автора.

 

Советская Белоруссия №72 (24455). Четверг, 17 апреля 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter