Опасен не лифт, а человек в нем

...особенно если вместо благодарности он угрожает механику пистолетом

Согласитесь, застрять в лифте не самое приятное из того, что происходит в жизни. Скорее, наоборот. Не зря всевозможные варианты поломок лифтов так умело используют в своих фильмах режиссеры технотриллеров и «ужастиков». Но мы люди рациональные и понимаем: дело-то житейское, и паниковать тут нечего. А побывав в РУП «Беллифт», я усвоила еще одну истину: страшны не лифтовые неисправности, а люди, по вине которых они появляются.

— В среднем у нас бывает около 40 вызовов в сутки, связанных с застреванием в лифте. В выходные дни, когда молодежь гуляет, их количество иногда доходит до 80, — рассказывает оператор лифтовой аварийной службы Ирина Бузо, которой за 10 лет работы на аварийке приходилось сталкиваться и с обманом, и с хамством.  — Вот был такой случай: молодые люди уронили телефон в лифтовую шахту, а диспетчеру сказали, что застряли, лифт не работает. Тот смотрит на приборы — вроде бы все в порядке. В таких случаях мы предпочитаем перестраховаться и съездить на вызов: мало ли что?! Я отправила туда нашу машину (в ней обычно механик и водитель), а «пострадавшие» снаружи ждут. Пришлось механику доставать им телефон.

Опасная служба

— Но это еще ничего, — продолжает Ирина Бузо. — В последнее время часто бывает, что застрявшие или их друзья начинают вести себя агрессивно. Оскорбляют диспетчера, угрожают: сейчас лифт разломаем.  Только на некоторых и угрозы вызвать милицию не действуют.

Год назад нашего механика жестоко избили двое мужчин, чьи подруги застряли в лифте. Механик их вызволил, а на него налетели, ударили бутылкой по голове… Хорошо, что была связь с диспетчером и она вызвала милицию.

— Мы сейчас вообще стараемся быть крайне осторожными, — говорит электромеханик Валерий Поляк. —  Одних выпускаем — благодарят, другие ругаются, грозят убить. Чуть где-то в кабине шум, крик — вызываем милицию. Вот на улице  Славинского  в одном из домов как-то застрял лифт. Приезжаем, выпускаем 2 женщин и 2 мужчин. Один из них мне пистолет в лицо: почему так долго ехали?

— А что, — осторожно интересуюсь, — и правда, долго?

— Ну, это же зависит не только от нас, — объясняет водитель Иван Ачинович. — У нас всего 4 машины обслуживают 6 районов. Это, конечно, мало. Поступает вызов — сразу выезжаем. Но на дорогах пробки. Пока заедем, возьмем ключи у диспетчера, освободим, 40—50 минут может пройти. А если у нас несколько вызовов сразу и в разных районах? На одну машину у нас приходится по 10—12 вызовов.  Обычно стараемся все сделать побыстрее, но меньше чем за 30—40 минут не управляемся.

Причина — халатность

— Бывает, что и часами люди в лифте сидят из-за чьей-нибудь халатности, — рассказывает о наболевшем Валерий Поляк. — На проспекте Независимости, 148 в общежитии БНТУ студенты приехали в августе делать в комнате ремонт и застряли в лифте. Нажали кнопку вызова (связь с вахтером). Тот приходит:

— Чего звоните?

— В лифте сидим.

— Хорошо, — говорит. Собрался и ушел.

Парни отсидели 2 часа, опять звонят, а вахтер спит себе спокойно за столом, а больше в общежитии никого нет. На счастье, случайно зашел туда участковый, услышал шум (студенты стучали в дверь), вызвал аварийку. Когда мы приехали, люди отсидели в лифте около 5 часов. Открыли кабину и ужаснулись: там четыре  парня, а у них — открытая банка краски…

Два человека и… двадцать мешков

— К неполадкам можно отнести только треть застреваний, — уверены Велерий Поляк и Иван Ачинович. — Основная масса аварийных ситуаций связана с неправильной эксплуатацией лифта: пьяные шалости (и потанцевать в кабине могут от радости), перегруз. Его часто дети устраивают: набьется их в кабину 10—12 человек, и все тут. Бывают и забавные моменты. Застряли как-то в грузовом лифте люди. Спрашиваем: сколько вас там? Говорят: двое. Открываем, а там и правда два человека, но… двадцать мешков картошки.

— Состояние лифта в первую очередь зависит от жильцов, — единодушно соглашаются коллеги. 

— Вот, например, дом по  Шишкина, 26 . В один подъезд зайти страшно, а в другой… Занавески на окнах, цветы на подоконниках, картины на стенах. Соответственно за 14 лет работы в аварийной лифтовой службе я был там всего один раз, — заключает Валерий Поляк.

Точка зрения главного инженера РУП «Беллифт» Сергея Новикова:

— Мы обслуживаем 25 тысяч лифтов из 34 тысяч по всей республике. В каждой области, кроме Гомельской, есть  наши дочерние предприятия. В столице  мы обслуживаем порядка 17 тысяч лифтов.

Конечно, одна из самых серьезных проблем — старение их парка. В среднем по республике доля старых лифтов составляет 22 процента. И печально, что этот процесс идет по нарастающей.

— Значит, нужно просто чаще менять старые?

— Нужно, но финансов не хватает. Например, по Минску в среднем  сейчас нужно менять 300—400 лифтов в год, а денег хватает только на 78.

— Кто поставляет новые лифты?

— Основной поставщик — «Могилевлифтмаш». Качество их лифтов удовлетворительное, но, конечно, ему еще далеко до европейских стандартов.

— Где проблем больше: в столице или на периферии?

— Самые проблемные — столица, а в ней Заводской и Центральный районы, которые застраивались первыми, и Могилев. В этом году возникли сложности и в Гомеле. Неплохая ситуация с заменой в Гродненской области: там лифтов старше 30 лет нет.

Вообще, назначенный срок службы лифта — 25 лет. Своими усилиями мы можем продлить этот срок: меняем оборудование, ремонтируем… Но механизм все равно не может работать до бесконечности.

— Ездить в таких лифтах не опасно для жизни?

— Для того мы и существуем, чтобы поддерживать то состояние, которое обеспечивает безопасность пассажиров. Система обслуживания лифтов предполагает ежесуточный осмотр, ежемесячное техническое обслуживание и ежегодное тех-обслуживание. После чего проводится техническое освидетельствование лифта независимым экспертом, который испытывает и дает разрешение на эксплуатацию.

— Насколько я понимаю, проблема небрежного, а порой и варварского отношения людей к лифтам так и осталась проблемой?

— Она есть и, похоже, будет. В 2000 году, если вспомнить, у нас начали массово вскрывать машинные помещения и воровать дорогостоящие системы управления на электронике. Два года назад была полоса снятия цветных металлов. В прошлом году активно поджигали кабины, из-за этого пришлось поменять их 60 штук.

В этом году благодаря усилиям милиции хищений было немного, но в августе зафиксированы случаи перерезания кабеля. Из-за нескольких долларов наживы  человек причиняет столько неудобств: и нам дополнительная работа, и затраты большие на восстановление лифта, и, конечно, жильцы страдают в первую очередь.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter