Опаньки!

Чему учат подростков некоторые компьютерные игры?

Чему учат подростков некоторые компьютерные игры?

Про компьютерные игры сказано и написано много. И про плохое, что они таят в себе, да и, собственно, про хорошее. Игра ведь игре рознь! Если она, скажем, дает познания по истории, ботанике, биологии, культуре, другим наукам, учит взаимопомощи, доброте, почему бы и не сыграть в такую игру? Без фанатизма, конечно, чтобы добрый друг компьютер не стал тираном, а ты — его добровольным подданным. Но что если игра — не просто жестокая «стрелялка», где за тобой гонится какой-нибудь злобный монстр, а имитация тюремной, воровской жизни?

Сегодня в социальных сетях такие игры достаточно популярны. Они красиво и ярко поданы, зачастую озвучены известными в мире шоу-бизнеса персонами. О чем они? О зоне, о жизни уголовников. Герои изъясняются на блатном жаргоне, а в заданиях игроку предлагается воровать и завоевывать авторитет. Сами персонажи выглядят соответствующе: бритые, злобные, безжалостные.

Возникает только один вопрос: чему такая игра может научить? Правильному поведению в местах не столь отдаленных? Мол, «нужный» словарный запас у меня теперь имеется, с иерархией зоны ознакомлен, значит, и попасть туда не страшно? Или общению с молодой криминальной «элитой», которая вскрывает магазины, «прессует» горожан и, конечно же, прячется от милиции? Мол, получил руководство — действуй?!

Кто-то скажет: пускай лучше молодежь это сделает в игре, чем в реальной жизни. Но ведь зачастую, и это подтверждают психологи, модель асоциального поведения молодой человек переносит в реальную жизнь. Во что может вылиться воспитанная виртуальным миром агрессия? Мир знает печальные примеры… В Германии, например, в 2003 году 19-летний подросток пришел в школу и расстрелял 16 человек, в Америке и России в 2009 году 16- и 17-летний подростки убили родителей за то, что те не разделяли их любви к компьютерным играм… И таких случаев немало.

К слову, в 2001 году было опубликовано исследование ученых японского университета Тохоку. Так вот, они пришли к выводу, что дети, чрезмерно увлекающиеся компьютерными играми, теряют способность контролировать свое поведение. Они утверждают, что компьютерные игры развивают только те части мозга, которые ответственны за восприятие и движение, прочие при этом деградируют. В том числе и лобные доли, отвечающие за контроль над поведением, память и воображение.

Но есть и другие мнения. Например, нидерландский ученый Памела Като, основываясь на своих исследованиях, заявила, что игры помогают бороться с астмой и диабетом. Патрик Марки из университета Пенсильвании, в исследовании которого приняли участие 118 подростков, пришел к выводу, что игра поднимает настроение, избавляет от скуки, депрессии и агрессивного состояния, а значит, снижает риск необдуманных и, возможно, грубых и жестоких поступков по отношению к другим людям.

Но так ли все гладко? Настолько ли зрел подросток, чтобы отличить хорошее от плохого, виртуальное от реального? Или все же такие игры провоцируют иллюзию вседозволенности и размывают нравственные ориентиры молодого человека? «Победы в любой компьютерной игре, тем более такой «авторитетной», — свое-образная доска почета молодого геймера», — говорит начальник психологической службы БГУ Руслан Попок. А что будет, если там, в игре, он герой, а в реальности не может за себя постоять? Чем чревато такое вхождение в реальный мир?

Ряд стран пошли по пути игровой цензуры, изымая из продажи и запрещая те или иные компьютерные игры. В их числе Китай, Саудовская Аравия, Германия, США, Бразилия. Но выход ли это? Как известно, запретный плод становится особенно сладким. И вместо того чтобы снизить число пользователей агрессивных компьютерных игр, запреты, напротив, могут увеличить его в разы, ведь в молодежной среде модно противостоять.

Так где же золотая середина? Как не вырастить ребенка-монстра, словарный запас которого сродни запасу Эллочки-людоедки и который на все сложности жизни реагирует агрессией? Трудно сказать… Но, определенно, одна из составляющих ответа на этот вопрос — быть в курсе интересов ребенка, чтобы вовремя что-то подсказать или на что-то повлиять. Не стесняясь, попросить помощи у психолога. И, конечно же, помочь выстроить общение чада с его «другом компьютером». Но не как с живым существом, подчеркивает Руслан Попок, а техническим устройством, которое помогает добывать информацию. Возможно, правильное отношение к компьютеру, понимание близких и к столь «элитным» играм помогут отнестись с юмором.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter