ООН — общий дом для всего человечества, а мы его строители

Постоянный представитель Республики Беларусь при отделении ООН и других международных организациях...

Постоянный представитель Республики Беларусь при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Михаил Хвостов в беседе с обозревателем «СБ» рассказал о новых мировых вызовах и белорусских инициативах в ООН.


— Михаил Михайлович, название нашей страны вписано в историю ООН золотыми буквами, учитывая то, что Беларусь входит в число ее государств–основателей. Скажите, удается ли сегодня главной мировой организации сохранить ту же высокую планку, которую ей задали в свое время отцы–основатели, включая белорусское государство? На каких направлениях вы видите преемственность в работе ООН, а в чем требуется наполнение новым содержанием?


— Участие Беларуси в создании ООН и членство в этой организации в качестве государства–учредителя действительно являются самой яркой страницей в новейшей истории нашей страны. Это безусловное признание международным сообществом роли Беларуси в победе над фашизмом. Беларусь была и остается ответственным членом ООН, потому что глубоко разделяет принципы, на которых организация основана: поддержание международного мира и безопасности, развитие дружественных отношений между государствами и сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального и культурного характера. ООН является центром для согласования действий в достижении этих целей. Все предельно просто и понятно. Но мир не стоит на месте. Меняется политическая география, меняются военные доктрины государств, создаются региональные объединения, и ООН должна реагировать на эти вызовы, чтобы продолжать оставаться центральной структурой в оценке событий международной жизни и принятии решений в соответствии с Уставом, не теряя при этом своего главного предназначения — поддержания международного мира и безопасности.


Большая заслуга ООН в том, что мир до сих пор избавлен от мировых войн, подобных двум последним, но масштабы локальных вооруженных конфликтов и гражданских беспорядков чудовищны, и ООН с этим не справляется. С другой стороны, что такое ООН? ООН — это мы, государства–члены. Наша коллективная ответственность и наша коллективная обязанность сохранять ее дееспособность. И если роль ООН в предупреждении и урегулировании конфликтов существенно снижается, то это означает, что в организации начинают доминировать подходы иного порядка, заключающиеся в размывании основных функций ООН и передаче их региональным объединениям и военно–политическим блокам. Начинает выделяться группа государств, позиционирующих себя в ООН в качестве наиболее ответственных и демократических сил и преследующих свои собственные интересы. Это опасная тенденция, которая ведет к снижению роли ООН как центральной структуры, обеспечивающей миропорядок, и перекосам в ее деятельности в сторону гуманитарных вопросов.


Реформа ООН необходима, этот вопрос мы обсуждаем. Однако это должна быть в большей степени функциональная реформа, нежели структурная. Реформа должна заключаться в том, чтобы ООН смогла продолжать свою деятельность в качестве главного директивного, совещательного и представительного органа для мирового сообщества, оставаясь общим домом для всего человечества, в котором никому не должно быть тесно.


— Именно в этом смысле стоит рассматривать ваше недавнее заявление, что Минск не будет сотрудничать со спецдокладчиком Совета ООН по правам человека господином Миклошем Харашти? Не является ли вообще появление таких спецдокладчиков проявлением той самой болезни, которую вы обозначили как размывание основных функций ООН и передача их региональным объединениям, чуть ли не в частные руки?


— Это действительно частный случай политики группы стран в ООН, о которой я говорил выше. Брюссель принял решение ввести пост спецдокладчика по Беларуси и с большими потерями обеспечил его принятие в Совете по правам человека. Более того, ЕС заставил председателя совета в нарушение правил процедуры предложить именно представителя государства — члена ЕС и именно гражданина Венгрии. Это вызвало возмущение у членов совета, многие из которых отказались участвовать в этом фарсе. Венгрия сегодня имеет наихудшие показатели в ЕС в области демократии. Чему нас может научить представитель страны, в которой стандарты прав человека продолжают деградировать? Что же касается поста специального докладчика по Беларуси, то я нахожу это решение неадекватным реальности, оно дискредитирует Совет по правам человека. Создан дискриминационный мандат по стране, которая, по оценкам ООН, входит в группу стран с высоким индексом человеческого развития, занимая 65–е место в мире. То есть за нами следуют еще 128 государств — членов ООН.


Что касается наших инициатив относительно предотвращения нарушений прав человека, белорусская делегация в этом году на сентябрьской сессии Совета по правам человека предложила создать мониторинговый механизм по ситуации с правами человека в странах ЕС. Мы это предложили, видя, что Управление верховного комиссара ООН по правам человека не справляется со своим мандатом в отношении к ЕС. К тому же мы регулярно обращаем внимание специальных процедур Совета по правам человека на вопиющие факты нарушений прав человека. Например, в последнее время делегация Беларуси неоднократно касалась таких вопросов, как преследование властями США австралийского журналиста Джулиана Ассанжа, жестокое подавление с применением резиновых пуль и водометов мирных протестов в странах Европейского союза, участие властей Польши, Литвы, Чешской Республики и ряда других стран в программах ЦРУ по секретным задержаниям.


— На 63–й сессии исполкома Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев белорусская делегация призвала УВКБ «более внимательно отнестись к ситуации с положением беженцев в странах Евросоюза». Насколько актуальна эта проблема для Европы?


— Действительно, на прошедшей в начале октября сессии исполнительного комитета УВКБ делегация Беларуси призвала верховного комиссара изучить ситуацию с беженцами в странах Евросоюза. После известных событий в Ливии, а сейчас и в Сирии ряды беженцев и внутренне перемещенных лиц пополнили миллионы людей. Десятки тысяч попытались найти приют в странах Европы. Однако европейский прием беженцев оказался далеко не гостеприимным. Многие источники указывают на то, что условия содержания беженцев в распределительных центрах не соответствуют международным стандартам. Имеются серьезные проблемы с социальной интеграцией беженцев и защитой их прав. Кроме того, все мы хорошо помним о жутких ситуациях, которые освещались в СМИ, когда ряд стран отказывался оказывать чрезвычайную помощь терпящим бедствие беженцам в Средиземном море. Сотни из них утонули на глазах пограничных служб. С аналогичными проблемами сталкиваются в ЕС и многочисленные мигранты.


Евросоюзу, наверное, легче говорить о правах человека вообще. А когда ему приходится обеспечивать права беженцев или мигрантов, возникают проблемы. И УВКБ не может их умалчивать.


— На прошедшей недавно Генассамблее ООН под председательством главы белорусского МИД прошла министерская встреча Группы друзей, объединившихся в борьбе с торговлей людьми. Не могли бы вы рассказать подробнее о вкладе Беларуси в эту инициативу.


— Сегодня Беларусь занимает лидирующие позиции в мире в противодействии этому злу. Все вопросы, которые наша страна активно продвигает в связи с этим на международном уровне, вытекают из инициативы Президента Александра Лукашенко, озвученной в ходе саммита ООН в 2005 году, об активизации международных усилий в сфере борьбы с торговлей людьми. Беларусь инициировала в ООН принятие ряда резолюций по данной проблематике, на основе которых созданы межучрежденческий координационный механизм и фонд помощи жертвам торговли людьми.


По инициативе нашей страны ООН впервые одобрила комплексную стратегию борьбы с торговлей людьми — Глобальный план действий ООН. Беларусь объединила вокруг себя страны–единомышленники, которые сегодня активно работают и известны как Группа друзей, солидарных в борьбе с торговлей людьми.


— Приятно было читать и слушать, как недавно председатель Генеральной Ассамблеи Вук Еремич выразил уверенность, что приоритеты Беларуси в таких важнейших сферах, как разработка целей устойчивого развития, сотрудничество в области энергетики и передача энерготехнологий нуждающимся странам, найдут широкую поддержку среди государств — членов ООН. Чем обусловлена столь высокая оценка белорусских инициатив?


— Концепция устойчивого развития включает три составляющие: экологическую, социальную и экономическую. План действий международного сообщества по системному решению задач в этих трех областях известен как «Повестка дня на XXI век». Конференция ООН по устойчивому развитию одобрила документ «Будущее, которого мы хотим», согласно которому к 2015 году будут разработаны цели устойчивого развития.


Наша страна может поделиться с международным сообществом своим опытом работы по реализации Декларации тысячелетия, так как мы уже сегодня выполнили практически все восемь целей развития. В Беларуси разработана Национальная стратегия устойчивого развития страны на период до 2020 года.


Что касается вопросов энергообеспечения государств, то еще в 2007 году Беларусь выступила в ООН с инициативой создания глобального механизма передачи технологий новых источников энергии для нуждающихся стран. Мы предлагаем объединить усилия всех международных структур, занимающихся энергетикой, в единый механизм, обеспечивающий доступ к новым технологиям в этой области.


— И последний вопрос: вы верите, что, несмотря на все трудности, нам удастся совместными усилиями построить уютный и безопасный общий дом под названием ООН?


— Отвечу кратко. Наша история, в том числе и общеевропейская, слишком сложна и трагична, чтобы подвергать сомнению необходимость сотрудничества. Так что отмечая сегодня День ООН, мы не должны забывать про ее дух. ООН действительно задумывалась как общий дом для всего человечества, а мы его строители.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter