ООН мятежный ищет бури...

120 мировых лидеров собрались сегодня в Копенгагене...

120 мировых лидеров собрались сегодня в Копенгагене. 15 тысяч «зеленых» активистов в полной боевой готовности ждут команды своих командиров к акциям «массового гражданского неповиновения»... Ломать стулья будут не только в придорожных кафе и барах, но и в стенах копенгагенского Bella Center, где делегаты 194 стран — ООН в полном составе — работали две недели, но так и не смогли достичь прогресса. Некоторые представители развивающихся государств даже взбунтовались, демонстративно покинув встречу...


Накипело? Да, но повышенный градус дискуссий к глобальному потеплению имеет очень слабое отношение. Соглашусь с немецким обозревателем Бернгардом Петтером, считающим, что в Копенгагене в эти дни решаются вопросы не столько экологического, сколько политического мироустройства. «Копенгаген для XXI века — то же самое, чем были для века XX конференции в Ялте и Потсдаме», — написала германская «Тагесшпигель». И это не кажется мне преувеличением. Да, сегодня речь идет не о пересмотре нескольких границ, а о радикальной перестройке мировой инфраструктуры. Ведь, заметьте, дело не в метане, а в том, как будет работать промышленность во всех странах мира, кто ее будет контролировать, определять квоты и накладывать штрафы.


Трудно сказать, достигнет ли саммит в Копенгагене экологического баланса. А вот борьба за изменение политического баланса сил в мире — налицо.


И первым об этом заявил Президент России Дмитрий Медведев. «Во всем этом я уже чувствую привкус денег, — заметил он. — Иначе бы так рьяно этим не занимались. Если бы речь шла об общенаучной дискуссии, такого глубокого погружения в материал со стороны мировых лидеров, которые не являются учеными, не было бы. А раз это так, значит, мы имеем дело и с большой политикой, и с большими деньгами, и в то же время с угрозой, на которую нам нужно будет отвечать всем вместе».


В Москве считают, что в дискуссиях по посткиотскому протоколу «идет накат на страны, имеющие нефтегазовый потенциал». Отсюда и политическая позиция — она заключается не столько в соблюдении уровня выбросов, сколько в сохранении своего статуса энергетической сверхдержавы.


Белый дом тоже ведет борьбу против изменения климата на двух фронтах — международном и внутреннем. Как известно, конгресс США считает Киотский протокол просто глупостью, мешающей американскому бизнесу развиваться. Но сам–то Обама обещал ограничить вредные выбросы, и не только у себя дома. Цена вопроса — 10 миллиардов долларов, которые необходимо заплатить бедным развивающимся странам в качестве компенсации за закрытие вредных устаревших производств. И если роль мирового лидера обязывает Обаму к таким тратам, то прижимистые европейцы в последний момент отказались платить. Из–за этого, собственно, и весь нынешний сыр–бор в Копенгагене...


Все это напоминает мне ооновский «Саммит тысячелетия» в 2000 году. С какой надеждой тогда человечество собиралось сообща решать мировые проблемы, например, уже к 2015 году сократить «вдвое количество населения Земли, имеющего доход менее одного доллара в день»... Или к 2020 году обеспечить существенное улучшение жизни как минимум 100 млн. обитателей трущоб. Теперь вот собираются к 2020 году ограничить выбросы на 20 — 30 процентов...


Увы, все эти глобальные идеи похожи, как два банкнота доллара, на которых, как известно, написано: In God we trust — «Мы верим в Бога». Но вот доверия друг к другу у членов международного сообщества нет, особенно между бедными и богатыми. Линия раздела — все тот же доллар.


Красноречивое заявление пришло из Германии. Федеральное объединение торгово–промышленных палат этой страны предостерегло Берлин и Брюссель от поспешных шагов и действий в одиночку на копенгагенской встрече. Проще говоря, не принимать никаких односторонних обязательств по сокращению выбросов вредных веществ в атмосферу на 30 процентов к 2020 году. Потому что это, по мнению торговцев и промышленников, приведет к ослаблению позиций производителей из стран ЕС на мировом рынке.


Кто платит, тот и заказывает мировую погоду? Да, так было всегда в мировой истории. Но что–то мне подсказывает, что прием у королевы Дании Маргрете II не пройдет гладко, если половина членов ООН покинет его в знак протеста...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter