Заразившиеся опасным “вирусом” шопингомании отличаются неуемным желанием скупать все, что попадается на глаза
Посещение магазина для таких фанатов вещей сродни допингу — чем больше купил, тем еще больше хочется. По наблюдениям психолога Тамары Аниченко, раньше считалось, что подобное поведение больше свойственно женскому полу, но сегодня шопоголиками все чаще становятся и представители сильной половины человечества. “Навязчивой магазинной зависимости”, или, как ее еще называют, ониомании подвержена четверть жителей развитых стран, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Ученые доказали, что пристрастие к совершению ненужных покупок так же опасно, как и другие вредные привычки. Ведь шопоголики за свою страсть нередко расплачиваются долгами, банкротством, развалом семьи. Причем стремление приобретать лишнее у каждого выражается по-своему. Вот лишь несколько видов шопоголиков.
Шопоголик бережливый
Татьяна считает себя достаточно экономной. Забегая в конце рабочего дня в соседний гастроном или промышленный магазин, приобретает лишь самое необходимое. Но когда наступают выходные, женщина дает волю своим желаниям, отправляясь на рынок. Здесь все на порядок дешевле, чем в торговых точках, поэтому и появляется соблазн купить многое. После каждого такого шопинга багажник машины закрывается с трудом. Только дома Татьяне становится понятно, что купленные три блузки похожего фасона по цене, сниженной втрое, будут пылиться в шкафу, а срок годности уцененной банки крема закончится гораздо раньше, чем ее содержимое. Продуктов, взятых на неделю, вполне хватило бы на три. Но это в основном консервы и сладости, приобретенные оптом. За остальными же завтра все равно придется идти в магазин...
— Это не самая тяжелая форма зависимости, — констатирует Тамара Аниченко. — На первый взгляд, такое поведение продиктовано бережливостью. Но в итоге деньги расходуются на большее, чем требуется, количество дешевых и ненужных вещей.
Классический вариант
Если Елена не была в магазине хотя бы один день, у нее портится настроение. Поднять его девушка может только очередным шопингом, который заменяет ей и хобби, и занятие по душе. В такие моменты она чувствует, что занята важным делом.
Как и всякий отъявленный шопоголик, отправляясь за покупками, Елена не знает, на что сегодня растратит деньги. Ей совсем неважно, на что они уйдут, — на очередную безделушку для интерьера или двадцатый по счету кожаный ремень. Родители, балуя единственное сокровище, “спонсируют” любой каприз дочери и этим самым, не подозревая, усугубляют ее пристрастие к бестолковым походам по магазинам.
По словам психолога, для такого шопоголика важен сам процесс покупки, а не итог. Помочь в таком случае может только полное осознание собственной проблемы.
Шопоголик нерешительный
Максим считает, что не любит делать покупки, но при этом умудряется тратить на них немалые средства. Заглянув в бутик, чтобы купить очередной галстук, мужчина приобретает несколько рубашек и пару головных уборов. Дело в следующем: он настолько нерешителен, что не может устоять против уговоров продавцов-консультантов, засыпающих его предложениями.
— Как-то неудобно отказать, ведь они потратили на меня уйму времени, — оправдывается он перед женой.
— Страсть к галстукам и кепи я еще могла бы понять. Но недавно он купил шестой по счету костюм, — возмущается его супруга. — А о том, что надо заплатить за детский сад и квартиру, не подумал. Опять придется залазить в долги.
— Можно попробовать избавиться от такой зависимости, используя во время посещения магазина в качестве “спасательного круга” жену, — советует психолог. — В таком случае она оградит от назойливых предложений.
Антиподы
Как утверждает Тамара Аниченко, существует и полная противоположность шопоголикам. Это люди, которые сторонятся магазинов, а необходимость посещать торговые точки и рынки вызывает у них настоящий стресс. Они протестуют против навязчивой рекламы товаров тем, что покупают их меньше и только то, что не рекламируется. Деньги такие покупатели тратят лишь на самое необходимое и стараются свети к минимуму время, проводимое в магазине.
Возьмите на заметку
Чтобы не подхватить “вирус” шопингомании, прислушайтесь к советам психолога Тамары АНИЧЕНКО
- Не посещайте магазины без надобности или, как говорится, за компанию.
- Перед тем как отправиться по магазинам, составьте список необходимых покупок и тут же прикиньте “калькуляцию”, чтобы понимать, сколько на них уйдет денег.
- Берите с собой в супермаркет ровно ту сумму денег, которая вам необходима. Именно в крупных магазинах совершается большая часть неконтролируемых покупок. Об этом хорошо знают мерчендайзеры, которые делают все, чтобы покупатель не прошел мимо товара.