Ониомания

Заразившиеся опасным “вирусом” шопингомании отличаются неуемным желанием скупать все, что попадается на глаза

Заразившиеся опасным “вирусом” шопингомании отличаются неуемным желанием скупать все, что попадается на глаза

Посещение магазина для таких фанатов вещей сродни допингу — чем больше купил, тем еще больше хочется. По наблюдениям психолога Тамары Аниченко, раньше считалось, что подобное поведение больше свойственно женскому полу, но сегодня шопоголиками все чаще становятся и представители сильной половины человечества. “Навязчивой магазинной зависимости”, или, как ее еще называют, ониомании подвержена четверть жителей развитых стран, и с каждым годом эта цифра увеличивается. Ученые доказали, что пристрастие к совершению ненужных покупок так же опасно, как и другие вредные привычки. Ведь шопоголики за свою страсть нередко расплачиваются долгами, банкротством, развалом семьи. Причем стремление приобретать лишнее у каждого выражается по-своему. Вот лишь несколько видов шопоголиков.

Шопоголик бережливый

Татьяна считает себя достаточно экономной. Забегая в конце рабочего дня в соседний гастроном или промышленный магазин, приобретает лишь самое необходимое. Но когда наступают выходные, женщина дает волю своим желаниям, отправляясь на рынок. Здесь все на порядок дешевле, чем в торговых точках, поэтому и появляется соблазн купить многое. После каждого такого шопинга багажник машины закрывается с трудом. Только дома Татьяне становится понятно, что купленные три блузки похожего фасона по цене, сниженной втрое, будут пылиться в шкафу, а срок годности уцененной банки крема закончится гораздо раньше, чем ее содержимое. Продуктов, взятых на неделю, вполне хватило бы на три. Но это в основном консервы и сладости, приобретенные оптом. За остальными же завтра все равно придется идти в магазин...

— Это не самая тяжелая форма зависимости, — констатирует Тамара Аниченко. — На первый взгляд, такое поведение продиктовано бережливостью. Но в итоге деньги расходуются на большее, чем требуется, количество дешевых и ненужных вещей.

Классический вариант

Если Елена не была в магазине хотя бы один день, у нее портится настроение. Поднять его девушка может только очередным шопингом, который заменяет ей и хобби, и занятие по душе. В такие моменты она чувствует, что занята важным делом.

Как и всякий отъявленный шопоголик, отправляясь за покупками, Елена не знает, на что сегодня растратит деньги. Ей совсем неважно, на что они уйдут, — на очередную безделушку для интерьера или двадцатый по счету кожаный ремень. Родители, балуя единственное сокровище, “спонсируют” любой каприз дочери и этим самым, не подозревая, усугубляют ее пристрастие к бестолковым походам по магазинам.

По словам психолога, для такого шопоголика важен сам процесс покупки, а не итог. Помочь в таком случае может только полное осознание собственной проблемы.

Шопоголик нерешительный

Максим считает, что не любит делать покупки, но при этом умудряется тратить на них немалые средства. Заглянув в бутик, чтобы купить очередной галстук, мужчина приобретает несколько рубашек и пару головных уборов. Дело в следующем: он настолько нерешителен, что не может устоять против уговоров продавцов-консультантов, засыпающих его предложениями.

— Как-то неудобно отказать, ведь они потратили на меня уйму времени, — оправдывается он перед женой.

— Страсть к галстукам и кепи я еще могла бы понять. Но недавно он купил шестой по счету костюм, — возмущается его супруга. — А о том, что надо заплатить за детский сад и квартиру, не подумал. Опять придется залазить в долги.

— Можно попробовать избавиться от такой зависимости, используя во время посещения магазина в качестве “спасательного круга” жену, — советует психолог. — В таком случае она оградит от назойливых предложений.

Антиподы

Как утверждает Тамара Аниченко, существует и полная противоположность шопоголикам. Это люди, которые сторонятся магазинов, а необходимость посещать торговые точки и рынки вызывает у них настоящий стресс. Они протестуют против навязчивой рекламы товаров тем, что покупают их меньше и только то, что не рекламируется. Деньги такие покупатели тратят лишь на самое необходимое и стараются свети к минимуму время, проводимое в магазине.

 Возьмите на заметку

Чтобы не подхватить “вирус” шопингомании, прислушайтесь к советам психолога Тамары АНИЧЕНКО

  • Не посещайте магазины без надобности или, как говорится, за компанию.
  • Перед тем как отправиться по магазинам, составьте список необходимых покупок и тут же прикиньте “калькуляцию”, чтобы понимать, сколько на них уйдет денег.
  • Берите с собой в супермаркет ровно ту сумму денег, которая вам необходима. Именно в крупных магазинах совершается большая часть неконтролируемых покупок. Об этом хорошо знают мерчендайзеры, которые делают все, чтобы покупатель не прошел мимо товара.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter