Они зарятся на чужое

7 из 10 преступлений, которые совершают подростки-школьники, — кражи...

«Не кради!» — гласит восьмая библейская заповедь. Не стали жить лучше и кот Базилио с лисой Алисой, обобрав бедного Буратино. Но задумываются ли о логике жизни и морали современные детки, отправляясь «на дело»? Вряд ли. Судите сами: только за 10 месяцев этого года по статье «Кража» понесли ответственность 1.606 несовершеннолетних, из них почти 700 — школьники. Количество же мелких хищений (на сумму до двух базовых величин) и вовсе зашкаливает.


Что плохо лежит


7 из 10 преступлений, которые совершают подростки-школьники, — кражи. Воруют у соседей, из квартир, машин, магазинов да и просто из карманов. Валерий Мелешко, заместитель начальника отдела управления профилактики МВД, обращает внимание на особенность, которая наметилась в приграничных районах, — здесь ученики охотятся за металлом. Хоть плачь, хоть смейся: в одном из городов Витебской области школьный завхоз утром не смог отыскать алюминиевую кастрюлю, которая «всплыла» потом у восьмиклашек, надеявшихся таким образом подзаработать. А в райцентре Могилевской области из–за школьников–соседей пенсионеры лишились 200–метрового забора из сетки Рабица.


Тенденция, подмеченная специалистами по профилактике правонарушений: все чаще на учет ставят детей, которым не исполнилось еще и... 10 (в то время как два–три года назад речь шла в основном о 14 — 16–летних подростках). А поскольку, скажем, 9–летний ребенок, которого ловят на воровстве, еще не достиг возраста, когда наступает ответственность, протокол составляют на его родителей. В своих заключениях специалисты единодушны: клептоманией здесь и не пахнет, разве что в редчайших случаях. Так в чем же дело? Психологи выделяют несколько причин: позарившись на чужое, подросток пытается или привлечь к себе побольше внимания, или избавиться от ощущения, будто он чем–то обделен, или обрести некую власть. Порой же для толчка достаточно подзадоривающих реплик сверстников, а то и просто желания поразвлечься. Диме Н. сейчас 14. А друзья его в шутку уже называют «вором в законе». Школьник умудрился дважды попасться на краже магнитол из автомобилей, есть на его счету и несколько мобильных телефонов (кстати, это своеобразный хит в рейтинге краж школьников). Зачем брал? Внятных объяснений нет, разве что «хотелось выделиться среди сверстников». Да уж, нашел способ...


Зона риска — магазин


Для Сергея Минеева, заместителя директора по безопасности минского гипермаркета, детское воровство — тема наболевшая. За годы работы у охранников даже выработался свой «топ» пропаж:


— Младшие школьники предпочитают шоколадки, жвачки, конфеты. Мальчиков интересуют игрушки, особенно машинки и роботы, а также походные товары, например фонарики. Очень популярны сейчас журналы с различными дополнениями, скажем, камушками или машинками. Нет, сами журналы дети не берут, они просто–напросто отрывают эти «бонусы». А вот у школьников постарше другой интерес: девочки пытаются вынести косметику, что вполне объяснимо: это тот возраст, когда им хочется иметь помаду или лак для ногтей, но купить не всегда есть возможность. Мальчишки охотятся за пивом, ведь даже при наличии денег его несовершеннолетним не продадут.


Замечено: чаще всего ученики воруют по дороге в школу или из школы, а попадаются с поличным по праздникам, особенно накануне Дня святого Валентина и Нового года. Еще одна горячая пора — время проведения акций, обещающих «соберешь 10 крышечек от лимонада — выиграешь приз». Думаете, дети тут же спешат пронести мимо кассы бутылки с напитком? Вовсе нет, они просто откручивают с них крышечки прямо в торговом зале.


— Всплеск наблюдается и во время каникул, исключение — лето, когда многие разъезжаются, — описывает ситуацию Сергей Минеев. — В школах, которые находятся вблизи гипермаркета, накануне каникул мы проводим беседы, разъясняем, чем грозит воровство в магазине. А бояться действительно есть чего: задержат, сообщат родителям и в школу, чаще всего материалы дела передают в инспекцию по делам несовершеннолетних, а там, в свою очередь, такого школьника незамедлительно поставят на учет.


Страдают магазины на окраине и от так называемых детей–«путешественников», которые на занятия из дому выходят, но до школы не доходят. С ужасом вспоминают охранники и экскурсионные автобусы со школьниками: тут только смотри в оба за разбегающейся в разные стороны толпой детишек!


Показательный пример


«Кража, повторная кража, грабеж, разбой, а дальше сами понимаете, что может произойти, если вовремя не объяснить жизненные ценности и приоритеты», — так сотрудники милиции описывают сценарий судьбы тех, кто со школьной скамьи увлекается воровством. Лишь немногие находят силы вырваться из этого порочного круга. Наташа К. в некотором смысле одна из них. Помогала по хозяйству одинокой старушке и вот однажды похитила у нее все сбережения, чтобы накупить всевозможной косметики. В свои 16 Наташа уже провела за решеткой 8 месяцев, причем приговорили–то ее к полутора годам (нарушала закон не впервой), но за примерное поведение выпустили досрочно. После сурового жизненного урока мировоззрение школьницы круто изменилось: взялась за учебу, пошла работать...


Елена Навицкая, заведующая психотерапевтическим отделением Минского клинического детского психоневрологического диспансера, убеждена: чаще всего ниточки такого поведения тянутся из семьи:


— Ребенок учится не только на словах, но и на поступках родителей. В моей практике был случай, когда в беседе с подростком, который постоянно ворует и находится на учете, всплыл интересный факт: после первой кражи мама похвалила, мол, молодец, все в дом тащит...


Увы, родные порой показывают ребенку дурной пример. В одном из столичных гипермаркетов неоднократно задерживали школьника за воровство мелких товаров вроде пакетика фисташек, и каждый раз сотрудникам магазина приходилось сдерживать напор его мамы, дамы, занимающей солидный пост в одном из учебных заведений. После очередного задержания она и вовсе заявила охране магазина: «Вы преследуете нашу семью!» Видимо, ее двухметровый сынуля, весом за сотню килограммов, окончательно уяснил, что все сойдет с рук, пока прячешься за маминой спиной. Денис Ковб, руководитель службы охраны другого гипермаркета, до сих пор вспоминает случай, когда бабушка привела в магазин внука и в торговом зале вручила ему только что оторванный подарочный магнитик от баночки с йогуртом. Конечно, ребенок начинает думать, что такое — в норме.


Но бывает, что воровство не поддается никакому логическому осмыслению. Задерживают на выходе школьницу, которая стащила коробку «Рафаэлло». Приезжает ее отец, состоятельный человек, недоумевает: «Чего тебе не хватает? В неделю даю 100 долларов на мелкие расходы!» В итоге купил ящик этих конфет — мол, на всю жизнь ими объешься, чтоб неповадно было. Правда, охрана этого же магазина повидала на своем веку и другую реакцию. Поймали с поличным как–то двоих братьев. Пришли мама и папа, пьяные, еле стоят на ногах. Разъяренный папаша тут же отвешивает одному из сыновей подзатыльник: «Воруй так, чтобы не попадаться!» И что здесь могут поделать школа, ИДН, если у семейного воспитания такие гримасы?


***


Можно ли победить стремление школьников брать чужое? Большинство моих собеседников ответили на этот вопрос утвердительно, правда, добавили важное: «Не сразу!» Детям нужно осмыслить, что в жизни ценно, осознать свою ответственность. Ведь ребенок должен отказаться от воровства не из чувства страха, а потому, что сам так для себя решил.


Советы «СБ»


Что делать, если ребенок украл?


Давайте отрицательную оценку именно действиям ребенка, а не его личности. Ни при каких обстоятельствах не навешивайте ярлыки вроде «врунишка», «воришка» и им подобные. Помните, сильные негативные чувства могут принести неожиданный результат: в будущем ребенок решит скрывать от вас те поступки, которые посчитает постыдными.


Расскажите о последствиях поступка через призму переживаний и чувств человека, который лишился любимой вещи.


Руководствуйтесь золотым правилом воспитания: ругай наедине, хвали при всех. Следовательно, не стоит обсуждать случай с посторонними.


Не возвращайтесь к произошедшему вновь и вновь, когда ситуация разрешится, иначе вы рискуете закрепить поступок в сознании ребенка.


Прямая речь


Елена Навицкая, заведующая психиатрическим отделением Минского клинического детского психоневрологического диспансера:


— Тягу к кражам может спровоцировать и довольно распространенная семейная ситуация — несогласованность требований взрослых: папа разрешает, а мама запрещает, или наоборот. Воровство также может быть формой протеста, например, на присутствие мачехи. Здесь можно говорить о расстройстве адаптации, когда ребенок старается обратить внимание на свои страдания.

 

Фото Юлии Савицкой.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter