Они за нас борются

Дети из приемной семьи Чикмизовых считают это самым главным из качеств своих родителейСемья Чикмизовых из деревни Курени Вилейского района ничем не отличается от остальных, кроме одного: в их большом доме из двенадцати человек всего трое взрослых. Подаренный руководством области микроавтобус “Газель” пришелся как нельзя кстати — Чикмизовы любят путешествовать. А кроме того, дети, посещающие разнообразные кружки и секции, в один прекрасный момент, как вы понимаете, просто перестали вмещаться в семейную “легковушку”.

Новенький автомобиль вручал большому семейству первый заместитель председателя Миноблисполкома Виктор Щедько. Когда официальные гости уехали, дети живо забрались в машину — стали изучать и галдеть о чем-то своем. Первое, что лично мне бросилось в глаза, — отсутствие скованности и желания позировать. Когда они расселись, как воробьи на жердочках, в креслах микроавтобуса, мы попросили сказать что-нибудь о родителях. Что тут началось! Выяснилось, что родители — самые лучшие, добрые и справедливые. А сидевший на водительском сиденье старший Сергей очень серьезно сказал: “Родители у нас хорошие. Они за нас борются...”
Преимущество именно этого человеческого качества он узнал не понаслышке. В жизни Сергея случилась страшная трагедия — он стал свидетелем убийства матери. Родные люди, которые, казалось бы, должны были вцепиться и не отдавать в принципе чужим-то людям Сергея и его двух родных сестер Свету и Таню, взять их не захотели. Дети попали в приют. Когда Чикмизовы предложили четырнадцатилетнему мальчишке стать их приемным сыном, он твердо сказал, что младших одних не оставит. Светлана и Александр, надо отдать им должное, думали недолго. Не по-человечески это, сказал нам Чикмизов-папа, — детей разлучать. Во время нашего разговора с отцом уже семнадцатилетний Сергей подошел к нему и, улыбаясь, облокотился подбородком о папино плечо. Этот простой и, собственно, ничего не говорящий в обычных “семейных обстоятельствах” жест заставил мой нос предательски зачесаться, хотя уж кто-кто, а журналист редко страдает излишней чувствительностью.
По словам главного специалиста по охране прав детства отдела образования Вилейского райисполкома Таисии Манциводы, в то время когда решалась судьба Сережи и его сестер, родных дядю и дедушку, которые проживают в Минске, судьба детей не волновала. Хотя живут “родственнички” вполне нормально, к бомжам и алкоголикам их не отнесешь, оба обеспечены жильем. В противном случае органы опеки даже не интересовались бы, возьмут они детей или нет. В последнее время ситуация с усыновлением и опекунскими семьями в Вилейском районе настолько улучшилась, что у педагогов даже появилась возможность выбирать. Детей стараются отдавать в полные семьи, причем “родительский конкурс” напоминает ситуацию с проходными баллами в вуз.
— Практика приемных семей началась у нас примерно с 2000 года, — говорит Таисия Манцивода. — Тогда их было в районе всего три, а сегодня — семьдесят, в них воспитывается 117 детей. Например, в деревне Лыцкевичи у нас вообще 13 приемных семей — 30 ребят. Не отстают и опекунские семьи, их сейчас 66, в них воспитывается 77 детей. Конечно, такое дело, как воспитание ребенка, очень трудное, но какими бы сложными не были дети, если приемные родители или опекуны проявляют заботу и любовь, дети выправляются. Их снимают с учета в милиции, они начинают интересоваться учебой. Даже здоровье у них улучшается, ведь они зачастую страдают и энурезом, и гастритом и особенностями психофизического развития. Например, у нас был случай, когда в приемную семью взяли девочку, состоящую на учете в милиции за воровство. За воровство сидела и ее мать, ребенок был очень сложный, и приемным родителям, в частности маме, пришлось несладко. Но увидев, как относятся к ней, девочка изменилась. С учета ее сняли, она стала лучше учиться, и можно сказать, что семья просто спасла человеку жизнь, не дала сломаться, поддержала. Биологическая мама вышла из тюрьмы, но интереса к своей дочери так и не проявила. Может быть, это тоже сыграло свою роль.
У Светланы и Александра Чикмизовых пятеро родных детей. Хотя вот тут и возникает загвоздка — слово это режет ухо, потому что на самом деле вовсе не пятеро их родных, а все девять. Александр признался, что мечтал о большой семье давно. Он — “чернобылец” и по медицинским показаниям мог и вовсе не иметь ребятишек. Когда встретил Светлану, у той уже была дочь от первого брака. Марине сейчас, как и приемному Сергею, семнадцать лет. Затем родились у Чикмизовых сын Саша и две дочери — близнецы Вика и Ника. Как раз в это время, в 2000 году, они все и приехали в Вилейский район. Им выделили трехкомнатную квартиру, но Чикмизовым очень хотелось взять на воспитание еще одного мальчика. В приюте они сразу же заметили Сережу. Однако вышло так, что вместо одного в семье появилось сразу трое детей — Сергей, Света и Таня. Как рассказала Таисия Манцивода, они некоторое время сомневались, ведь условия у Чикмизовых не идеальные — квартира маловата для такого количества ребят. Но ситуация была необычной: взрослые твердо хотели забрать детей, а пойти на принцип и разделить сестер и брата в органах опеки все же не решились. В конце концов Александр и Светлана вполне могли стать на очередь на квартиру. Но прошло совсем немного времени, и большой семье выделили четырехкомнатный коттедж от СПК “Вилейский”. Правда, сейчас они уже и в нем перестали вмещаться — в семью пришел еще один мальчик, Артем, а два года назад родилась самая младшая — Вероника. Кроме всего прочего, вместе с ними в доме живет бабушка Нина — мама Александра. Сейчас есть планы построить большой собственный дом.
Как признался нам папа, детей воспитывать, если не отлынивать от родительских обязанностей и относиться к этому ответственно, очень тяжело. Легче, наверное, вагоны разгружать. В плане воспитания на детей не нахвалятся: в школе все учатся хорошо, постоянно участвуют в конкурсах и олимпиадах. Увлекаются кто чем — от рисования до карате, причем родители умудряются регулярно возить своих чад на занятия в кружки. И при таком, казалось, “цейтноте” им хотелось бы взять еще двоих детей. Ребята только “за” — вместе будет еще веселее.

На 1 июня 2007 года в Минской области 783 приемные семьи, в которых воспитывается 1160 детей-сирот, 26 детских домов семейного типа, на воспитании в которых находятся 164 ребенка. Только за последние два года появилось 122 приемные семьи и один детский дом семейного типа, в которые устроено 214 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На Минщине отлажена и работает целая система социально-педагогического и психологического сопровождения замещающих семей. Проще говоря, специалисты, в частности педагог-психолог, проводят консультации по вопросам воспитания детей-сирот, обучающие занятия с кандидатами в приемные родители. Созданы даже клубы приемных родителей, в которых они могут обсудить общие проблемы, подружиться и поделиться опытом. Согласно проведенному в начале 2007 года мониторингу, 98 процентов приемных детей находят взаимопонимание со своими приемными родителями.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter