Жодино празднует 55-летний юбилей

Они росли вместе с городом

На этом архивном снимке, сделанном в далеком 1963 году, а именно тогда Жодино и стал называться городом, — три богатыря, три БелАЗа грузоподъемностью 40 тонн. По тем временам — техника на грани фантастики!

Фото БЕЛТА

Много с тех пор машин вышло из ворот предприятия в Жодино, миллионы тонн руды перевезли они в карьерах десятков стран мира. Одно оставалось неизменным: в могучих БелАЗах, которые росли вместе с городом, всегда воплощались самые передовые технические и технологические решения, им под силу были грузы, не подъемные для другой техники.

И сегодня БелАЗ не только бренд карьерной техники, но и марка-символ независимой Беларуси. Символ таланта и трудолюбия наших людей. Предмет особой гордости жителей Жодино, которые с отличным настроением встречают 55-летний юбилей своего любимого города.

Фото АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

Вспомним, как все начиналось, как росла мощь жодинских богатырей, их грузоподъемность, расширялась линейка сверхбольшегрузной техники.

В далеком 1948 году возле Жодино начали возводить первые производственные корпуса. В 1958 году предприятие получило новое имя — «Белорусский автомобильный завод», из его ворот вышел первый 25–тонный самосвал МАЗ–525. А с 1961 года и по сегодняшний день завод выпускает всемирно известную технику БЕЛАЗ, которая работает в десятках стран. Первенцем в 1961 году стал опытный образец 27–тонного карьерного самосвала БЕЛАЗ–540. Уже через два года, в 1963–м, был изготовлен опытный образец самосвала БЕЛАЗ–548 грузоподъемностью 40 тонн.

Фото  СергеЯ  Сивухи

Дальше — больше: в 1968–м — самосвал БЕЛАЗ–549 грузоподъемностью 75 тонн, который стал базовым в классе грузоподъемности 75 – 80 тонн. Менее чем через десять лет, в 1977–м, на заводе создали самосвал БЕЛАЗ–7519 грузоподъемностью 110 тонн. И он стал родоначальником в своем классе машин грузоподъемностью 110 – 120 тонн.

1990 год ознаменовался появлением самого большого в истории Белорусского автомобильного завода самосвала грузоподъемностью 280 тонн, 1996–й — выпуском самосвала БЕЛАЗ–75131 грузоподъемностью 130 тонн — головной модели нового семейства самосвалов с электромеханической трансмиссией.

Фото  АлексеЯ  СтолЯрова.

2010 год. Выпущен первый образец самого большого в истории отечественного автомобилестроения карьерного самосвала БЕЛАЗ–75601 грузоподъемностью 360 тонн. Но уже через три года в Жодино был создан первый в мире карьерный самосвал грузоподъемностью 450 тонн БЕЛАЗ–75710, который занесен в Книгу рекордов СНГ и Книгу рекордов Европы.



Впрочем, чтобы назвать все премии, награды и звания, что есть у БЕЛАЗа, которые завоевала его продукция, рекорды, которые поставили самосвалы, наверное, не хватит и газетной полосы. Но о двух наградах надо сказать особо. В 1966 году завод награжден орденом Трудового Красного Знамени. А в 2001 году за самоотверженный труд, исключительные заслуги в развитии отечественного автомобилестроения генеральному директору ПО «Белорусский автомобильный завод» Павлу Лукьяновичу Мариеву одному из первых в стране присвоено звание «Герой Беларуси».

Фото  СергеЯ  Сивухи.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter