Они репетируют вместе со звездами

Когда-то Адриано Челентано соригинальничал: исполнил концерт, стоя спиной к публике.
Когда-то Адриано Челентано соригинальничал: исполнил концерт, стоя спиной к публике. Эти парни не подражают чудаковатому итальянцу, хотя выступления популярных звезд слушают нередко спиной к сцене. А точнее - лицом к залу: ведь именно безопасность зрителей на массовых мероприятиях и обеспечивают бойцы ОМОНа. Словом, кому развлечение, кому - тяжкий труд. Толпа фанатов - разбуженный вулкан, каждую минуту готовый выплеснуться извержением...

Всю нелегкую специфику "сохранения спокойствия" на подобных мероприятиях я изучил на собственном опыте. На один концертный вечер "записался" в минский отряд милиции особого назначения. В тот день как раз выступал Юрий Шевчук.

Репетиция

С точки зрения ОМОНа, основная сложность мероприятия зависит от публики. Например, на Баскова или Хворостовского ходят люди солидные, в костюмах, законопослушные. Для порядка нескольких омоновцев хватит, да и те будут отдыхать. Совсем другое дело - "металлические" исполнители. Направление heavy-metall само по себе агрессивное. И публика под стать: подростки, длинноволосые неформалы в "косухах"... Нередко - выпившие, а то и под наркотическим "кайфом". С такими общий язык найти непросто. Приходится выставлять усиленные наряды.

Поклонники Юрия Шевчука - где-то посередине между "культурными" и "безбашенными". Питерскую рок-легенду слушают и взрослые дяди, и склонная к приключениям молодежь. Поэтому сегодня приняли решение - задействовать 40 человек. Вполне достаточно, чтобы держать под неусыпным контролем входы-выходы Дворца спорта, фойе, зал и танцпол. На каждый участок назначается ответственный. Как правило, командир взвода.

Юрий Шевчук проводит генеральную репетицию на сцене... Звукорежиссер настраивает аппаратуру... Омоновцы тоже производят последнюю рекогносцировку. Несколько бойцов переносят штакетники - длинные загородки из металлических труб. Ими огораживают сцену, рядом с которой постоянно дежурят несколько бойцов. Им, кстати, достается больше всего - рядом с мощными динамиками стоять придется. Грохот - уши закладывает. Такая же защита и около звукорежиссерского пульта. Командир роты последний раз обходит посты, уточняет подчиненным задачи. Здание практически полностью берется под опеку. По крайней мере те места, где будут находиться зрители.

Первый акт

Возле каждой из дверей два бойца "прохлопывают" карманы входящих. Все колющие предметы, спиртное, стеклянные бутылки - долой. Не говоря уже про взрывоопасные предметы и оружие. Даже большие сумки нельзя на концерт проносить.

- После печальных событий в Нью-Йорке и Москве правила ужесточились, - говорит Александр Федосеев, старший инспектор организационного обеспечения минского ОМОНа. - В принципе, большинство меломанов отлично знают все "табу". Да и организаторы чаще всего на билетах специально печатают список "запрещений".

Словом, все зрители проходят двойной контроль: милицейский и билетный. Последний - прерогатива сотрудников фирмы - организатора концерта. Кстати, и в этом деле бывают неожиданности.

- На улицу его! - властно командует подчиненным Олег, "командир" контролеров, указывая на щуплого паренька.

- А в чем дело? - возмущается тот.

- Да билет у тебя поддельный. Сравни...

Действительно, разница очевидна: и по цветовой гамме, и по качеству бумаги...

- Да я его купил, - оправдывается парнишка. - За 20 тысяч. Только что, перед входом, у какого-то мужчины...

- Вот к нему и обращайся за разъяснениями, - безапелляционно советует Олег. - В кассе надо билеты приобретать... - и неудачливого "зайца" выставляют вон.

На каждом концерте десятки людей пытаются пройти по фальшивкам. Некоторые изготавливают на ксероксе откровенную ерунду, но встречается и более качественный подход. Только натренированный глаз сможет отличить подделку. Не исключено, что какие-нибудь мошенники и подрабатывают продажей подделок доверчивым фанатам. Впрочем, на входе у контролеров основная задача - не допустить "зайцев" в зал. Вылавливать "фальшивобилетчиков"-изготовителей - уже не их прерогатива.

Блуждающие огоньки

Шевчук - шоумен опытный. Сначала исполнил несколько своих "средненьких" песен. А потом перешел на старые хиты. "Осень", "Последняя осень", "Не стреляй"... Кровь бурлит в жилах у фанатов уже при первых аккордах этих песен. Особенно от баллад. Медленный ритм "Ты не один" приводит публику в экстаз. Парни срывают с себя майки, сажают девушек на плечи... Там и сям в темноте появляются огоньки зажигалок... Для омоновцев на танцполе наступает горячее время.

Пользоваться открытым огнем на концертах категорически запрещено. Как и пиротехникой. Даже бенгальскими огнями. Упади искра на пол, вспыхни покрытие - и шоу превратится в пожар и панику. В России уже несколько таких "эстрадных" ЧП случалось. К счастью, обходилось без жертв. Но эвакуация проходила на грани фола. Впрочем, настоящий профессионализм - не столько уметь грамотно реагировать в чрезвычайных ситуациях, сколько вообще не допускать происшествий.

Только возникнув, огоньки зажигалок сразу пропадают. Это "в народ" пошли бойцы, пресекая безобразия.

- Обычно мы к людям относимся лояльно, - говорит Владимир Галимский, заместитель командира ОМОНа. - Но некоторые не понимают предупреждений. Приходится применять санкции...

Наказание простое, но жесткое - удаление с концерта. Попавшиеся на пиротехнике и курении подростки жалобно шмыгают на улице носами. Через открытую дверь слушают отголоски песен кумира и проклинают секунду, когда решили побаловаться...

Коллекция автографов

После концерта основное внимание омоновцев переносится с главного входа на служебный. Там уже толпятся охотники за автографами. Подчас звезде добраться до автобуса бывает очень непросто. Когда приезжала первая "Фабрика звезд", то на задворках Дворца Республики сгрудились около 5 тысяч подростков. Пришлось для исполнителей специальный коридор из штакетников выстраивать. Да и ряды фанатов "прореживать": чтобы не передавились. И "сохранность" звезд необходимо обеспечивать.

Кстати, в этом отношении омоновцам может позавидовать любой меломан и спортивный фанат. Со многими известными мира сего бойцам удавалось общаться лично. В отряде есть целая коллекция автографов и фотографий. "Scorpions", "Deep Purple", "Nazareth"... А, например, шведская юношеская сборная по хоккею подарила омоновцам свои клюшки и майки. В благодарность за хорошую охрану. Бывали и курьезные случаи.

- На футбольном матче, когда шотландцы приезжали, - вспоминает Александр Федосеев, - иностранные болельщики на стадионе попросили бойца показать им, где туалет. Наш сотрудник вежливо проводил иностранца. А тот ему сует десять долларов. И обижается, что милиционер не берет. Потом уже переводчик объяснил: традиция в их стране такая - оплачивать любую услугу, которая оказана свыше служебного долга. Если бы омоновец просто рукой указал директивно направление - все в порядке. А раз проводил - заслуживает денежной благодарности. С трудом удалось убедить иностранца, что у нас при исполнении деньги брать не положено ни под каким соусом...

Юрий Шевчук тоже оказался не болен звездной болезнью. Лично поблагодарил ОМОН за отличную работу на концерте. И сфотографироваться не отказался. Даже не прочь был поговорить "за жизнь", но устал очень. Все-таки два с половиной часа вживую выступал.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter