Источник: Знамя юности
Знамя юности

Физики и лирики. Мы пообщались с ребятами, которые получат премии спецфонда Президента

Они попали в ТОП

Участники международных и республиканских олимпиад, юные исследователи и изобретатели. Более 900 ребят получат премии специального фонда Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов – такое распоряжение подписал Глава государства на прошлой неделе. «Знаменка» посмотрела, кто и за что попал в число счастливчиков.

Колыбельная от Ньютона

В последние годы маятник Ньютона стал модным офисным аксессуаром. Говорят, если поставить его на рабочий стол и наблюдать, как плавно качаются металлические шары, уровень стресса уменьшается, а мозг начинает генерировать новые идеи. Благодаря маятнику Вероника Чижевская из агрогородка Сейловичи Несвижского района и попала в число обладателей премии спецфонда. 11-классница вместе с четырьмя другими школьниками представляла Минскую область на Республиканском турнире юных физиков. Исследовательская задача, которую ей выпало решать, как раз касалась маятника, или, как его еще называют, колыбели Ньютона:

– Мне нужно было описать принцип его работы и представить в виде презентации, а также изготовить наглядную конструкцию. Задачи озвучивались заранее, поэтому основная подготовка велась дома.

Метровый маятник Вероника вместе с преподавателем физики Сейловичского детского сада – средней школы Еленой Козубовской сделали из подручных материалов. Пригодилось все: и доски, и арматура, и рыболовная леска, и шарики от подшипников. 

Впрочем, изготовить – это только полдела. Не менее важно грамотно презентовать свою работу. Чтобы уложиться в отведенные 10 минут, школьница тренировала финальную речь с таймером в руках. 

Когда пришло время выбирать вуз, Вероника подала документы на юридическую специальность: 

– Несмотря на интерес к физике, считаю себя гуманитарием. Люблю иностранные языки: в школе учила немецкий, а английский и корейский освоила сама, на онлайн-курсах. Конечно, свободно общаться пока не могу, но спросить дорогу и понять, что мне ответили, вполне способна. 

И нотариус, и медиатор

Cделать юридическое заключение, подготовить нотариальную консультацию, выступить в роли медиатора. Всему этому выпускник юридического факультета Белорусского государственного университета Алексей Глухов научился во время лекций и семинаров. Отшлифовать навыки помогла подготовка к Белорусской студенческой юридической олимпиаде, где команда, которую он возглавлял, взяла первое место. 

К соревнованиям факультетская команда готовилась, словно спортсмены к решающему матчу – активно тренировались, разрабатывали стратегию, вспоминает Алексей:

– Чтобы сэкономить время и силы, разделились по отраслям права. Подготовку организовали по методу поруки – каждый отвечал не только за себя, но и за другого. 

Олимпиада проходила в три этапа: заочный, очный и финальный. Одна из самых интересных задач очного этапа касалась медиации – досудебного урегулирования конфликта, рассказывает Алексей:

– Нужно было разыграть сценку, где бы наглядно демонстрировалась работа медиатора. Мы изобразили семейную ссору: распадается семья, супруги собираются расторгнуть брак и поделить имущество. Но специалист помогает им разобраться в причинах конфликта и подсказывает, как его урегулировать. 

В этом году Алексей окончил университет со средним баллом 9.0 и решил продолжить учебу в магистратуре. Премию Алексей тоже потратит на учебу, но уже другого толка:

– Внесу взнос за курсы в автошколе. 

Что в имени тебе моем?

Выпускница Полоцкой государственной гимназии № 1 имени Франциска Скорины Анастасия Свинцицкая уже неделю привыкает к статусу студентки Минского государственного лингвистического университета. Любовь к английскому языку у Насти появилась еще в пятом классе: 

– Мне нравилось учить новые слова, понимать, о чем говорят герои кино в оригинальной озвучке. Учитель английского Наталья Нелюбова заметила мою тягу к языку и предложила участвовать в олимпиадах: дважды я доходила до «республики», получала похвальные отзывы.

В выпускном классе Анастасия поставила цель покорить еще одну вершину – республиканский конкурс работ исследовательского характера учащихся. Тему школьница выбрала непростую: решила проанализировать псевдонимы белорусских и британских литераторов. Несколько месяцев штудирования источников и детального изучения десятков биографий превратились в многостраничный документ:

– Моя гордость – словарь псевдонимов, в нем сотня персон. Пришла к выводу, что многие брали вымышленные имена в честь бывших возлюбленных, переставляли местами буквы в настоящих фамилиях. Оказалось, что больше всего псевдонимов было у Янки Купалы, их число перешагнуло за четыре десятка. А в Британии писатели-женщины часто публиковались под мужскими неймами. Например, Джоан Роулинг выпустила несколько книг как Роберт Гэлбрейт. 

Как потратить денежную премию, Анастасия пока не придумала. Возможно, инвестирует в изучение других языков:

– Мечтаю выучить немецкий, а еще китайский. Знакомство с иероглифами уже состоялось: в течение года ходила на занятия к преподавателю из Полоцкого государственного университета. Теперь хорошего педагога нужно найти и в Минске.

Научись у робота

За прошлый учебный год десятиклассник слуцкой средней школы № 11 Тимофей Стамбровский пополнил копилку своих достижений. Он победил в Республиканском конкурсе молодежных инновационных проектов в сфере образования, вышел в финал «100 идей для Беларуси» и занял первое место на X Рес­публиканском конкурсе научно-технического творчества учащейся молодежи «ТехноИнтеллект». Награды – в том числе и премию спецфонда – получил благодаря разработке интерактивного STEM-учебника по физике с применением робототехники:

– Когда я учился в 9-м классе, в нашей школе появился кружок по робототехнике, и я сразу же туда записался. К концу учебного года захотелось объединить знания, которые нам давал учитель физики Дмитрий Чернов, в один проект. Так появилась идея создать робота, с помощью которого можно демонстрировать на практике физические законы.

Для воплощения идеи школьнику понадобился набор конструктора, в котором, кроме обычных пластмассовых деталей, есть специальный программный блок, моторы и датчики. Собрав робота, Тимофей написал для него программу и перешел к тестированию:

– Мне хотелось сделать уроки физики более интерактивными. С помощью робота можно наглядно показать, что такое равномерное ускорение, свободное падение, проводить лабораторные опыты. Для этого необходимо всего лишь подключиться через мобильное приложение к устройству по bluetooth и выбрать нужную тему. Пока робот знает некоторые темы 7-го и 9-го классов, но при желании можно записать и другой материал. 

Апгрейд своего проекта Тимофей планирует продолжать и в выпускном классе. Для этого на каникулах взялся прокачивать скиллы программирования.

krupenk@gmail.com

shestakevich@sb.by


Фото из личного архива героев.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter