Речь не о праздниках, а о елочных браконьерах

Они не прошли

Фото Виолетты Дралюк
Новый год и рождественские праздники сделали “салют”, но кое-какие отблески еще заметны: подведены итоги работы государственной лесной охраны, которая на время зимних праздников была традиционно переведена на усиленный режим.

В борьбе за елки лесники провели 1585 рейдов, в том числе 586 совместно с сотрудниками Госинспекции охраны животного и растительного мира, Минприроды и МВД. С поличным попались 19 елочных браконьеров. Кроме того, на дорогах работали 411 контрольных постов ГАИ, на которых успели проверить почти 9 тысяч автомобилей. У водителей изъяли еще 28 колючих деревьев, которые перевозились без разрешительных документов.

Работа была проделана большая, а результаты — более чем скромные. Почему? Потому что у этой “медали” есть и вторая сторона. Специалисты незначительное количество выявленных в масштабах страны нарушений объясняют просто: высокий уровень организации елочных базаров. В этом году лесхозы вели торговлю на 1163 площадках, большинство из которых находились в шаговой доступности для населения. Порадовала белорусов и средняя стоимость новогодних деревьев: от 8 до 15 рублей в зависимости от высоты.

К слову, помимо работников лесной отрасли на славу “потрудились” и полюбившиеся охранникам природы фотоловушки. Например, именно такой невидимый наблюдатель 27 декабря вблизи деревни Дмитриевка Кличевского района зафиксировал, как местный житель терзает топором, а затем уносит из леса елочку. Нашли его по горячим следам. Он покаялся, а заодно заплатил большой штраф.

Схожий случай уловил беспристрастный объектив камеры и в Пинском районе. Мужчина самовольно срубил ель и уволок ее из леса домой. Вот только нарядить не успел. Нарушителя быстро вычислили и привлекли к административной ответственности. Вместо подарка под елочкой дождался штрафа.

Не путайте хворост с валежником

Можно ли собирать ветки?

Казалось бы, чего проще: понадобились дрова — пошел в лес и собрал охапку валежника. Вон сколько его лежит в непролазной чаще! Но это, оказывается, незаконно, предупреждает консультант отдела реализации лесопродукции Министерства лесного хозяйства Оксана Петрулевич.

Специалист уточняет, что заготовка дров, а также валежной, сухостойной, буреломной древесины должна вестись в соответствии с Лесным кодексом страны на основании специального ордера. Согласно статье 41 (пункт 2) кодекса, выделять участки для сбора валежника имеют право исключительно ведущие лесное хозяйство юридические лица, в частности, лесхозы или их структурные подразделения. И услуга эта платная.

Прежде чем отправиться на заготовку валежника, необходимо обратиться в ближайшее лесничество с заявлением. Если оснований для отказа нет, заявителю после внесения оплаты выписывается ордер на освоение участка. К слову, он же служит и основанием для вывозки заготовленной гражданами древесины.

Впрочем, не все так печально для местных жителей, отмечает Оксана Петрулевич. Дело в терминологии. Ведь зачастую понятие “валежник” граждане отождествляют с лапником и хворостом. А их как раз таки можно собирать абсолютно бесплатно.

Защита платежом красна

Увеличена таксовая стоимость древесины на корню

Таксы — своеобразная плата за выращивание древесины. Они позволяют возмещать затраты лесного хозяйства на воспроизводство, охрану и защиту леса.

Стоимость отпускаемой на корню древесины по таксам определяется в зависимости от ряда параметров. В частности, учитывается породный состав (сосна, ель, дуб, ольха серая и так далее) и категория качества (крупная, средняя, мелкая, дровяная древесина). Так вот эти самые таксы в стране подросли. Соответствующее решение отражено в постановлении Совета Министров от 29 декабря 2018 года № 976, сообщает БЕЛТА. Согласно документу, такса первого разряда за 1 плотный кубический метр крупной деловой древесины без коры для лиственницы и сосны нынче составляет 21,48 рубля, березы (кроме карельской) — 7,10, а, например, для дуба, ясеня и клена — 74,28 рубля.

Проще и практичнее

В главный “устав” лесоводов внесены поправки

Информация для заинтересованных: 29 марта вступит в силу Закон “О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Республики Беларусь”. Основная цель изменений — упрощение процедур лесохозяйственных мероприятий и общее повышение эффективности ведения лесного хозяйства.

В Минлесхозе отмечают, что все дополнения в главный документ лесоводов вносились с учетом уже сложившейся практики. При этом учитывались мнения и предложения не только депутатского корпуса и контролирующих ведомств, но и общественных организаций.

Курс на дальнейшую модернизацию

Итоги года: организации Минлесхоза на 22 процента увеличили экспорт пиломатериалов

Объем экспорта за 2018 год составил около 140 млн долларов, рассказал БЕЛТА заместитель министра лесного хозяйства Владимир Креч. Поставки пиломатериалов за рубеж выросли на 22 процента, щепы — в два раза, оцилиндированной и окоренной продукции — на 42 процента.

Напомним, в стране с 2016 года практически полностью запрещен экспорт необработанной древесины в круглом виде. Задача проста и сложна одновременно: вся заготовленная древесина должна перерабатываться внутри страны, чтобы на экспорт отправлялся только товар с высокой добавленной стоимостью. Не удивительно, что подведомственные профильному министерству организации продолжают модернизацию своих цехов.

В системе Минлесхоза функционирует более 80 деревообрабатывающих производств. Задача перед нами стоит непростая: нужно не столько наращивать объемы переработки древесины, сколько увеличивать добавленную стоимость выпускаемой продукции, — рассказал Владимир Креч. — Это требует дальнейшей модернизации. В частности, нужно строить больше сушильных комплексов, а также расширять их мощности за счет установки дополнительных сушильных камер.

По информации пресс-службы Минлесхоза
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter