Они играют с огнем

Восторг и страх. Красота и опасность. Эти определения лишь отчасти описывают чувства зрителей...

Восторг и страх. Красота и опасность. Эти определения лишь отчасти описывают чувства зрителей, которые, затаив дыхание, наблюдают за очередным номером фаерщиков — артистов огненного шоу. Мгновение — и в воздух взмывает букет из языков пламени. В умелых руках профессионала они кажутся опасными не более чем цилиндр опытного фокусника. И только тот, кто играет с огнем, знает, что каждую секунду он рискует обжечься... Об этом статистика и сводки происшествий до недавнего времени умалчивали. Лишь на прошлой неделе зафиксирована первая драма с участием фаерщика. Обычно сами ребята делают все, чтобы такие случаи оставались за кадром. Почему?


Из искры возгорится драма


Когда в Минскую клиническую больницу скорой помощи доставили 15–летнюю девочку, врачи ужаснулись: 12 процентов ее тела покрывали ожоги второй и третьей степени. От пламени пострадали руки, грудная клетка, верхняя часть живота. Пожар? Несчастный случай? Оказалось, обожглась во время репетиции выступления с элементами фаер–шоу в одном из заброшенных зданий на Партизанском проспекте. Прокручивая очередной трюк с огнем на пропитанных керосином асбестовых шнурах, девушка, видимо, допустила какой–то технический промах, в результате загорелась одежда... Увы, ошибок огонь не терпит.


В 30–летней практике Игоря Шиманского, заместителя главного врача по хирургии БСМП, это первый такой случай. Его коллеги, работающие с ожогами, тоже подтверждают: с жертвами фаер–шоу встречаться не доводилось. Другое дело — наши соседи: там такие истории только в этом году несколько раз потрясали общественность. К примеру, в Твери на праздновании Дня защиты детей 16–летняя Полина, неудачно жонглируя огнем, получила ожоги лица. В панике она отбросила горящие огненные шары в толпу зрителей, среди которых было много детей. К счастью, никто, кроме самой артистки, не пострадал. Похожее ЧП случилось в Магнитогорске: во время выдувания огня у трюкача вспыхнули лицо и одежда. А в Самаре история еще печальнее: 19–летняя Анастасия попала в больницу с серьезными ожогами рук, ног и живота из–за трюков с огнем, которые демонстрировал... бармен в одном из ресторанов города. Искры попали на девушку, и ее платье загорелось.


Между цирком и танцами


«Опытные фаерщики» не сомневаются: виновники таких случаев — новички, и роковую роль сыграли неопытность и неосторожность. Ведь на подобных представлениях требования к безопасности как зрителей, так и самого выступающего более чем строгие. Вплоть до мелочей. Скажем, одежда должна быть из натуральных материалов, лучше всего хлопок или лен, можно и из кожи — они плохо горят. Браслеты и прочие украшения перед выступлением снимают: лишние атрибуты могут посодействовать травмам и ожогам. Пользуются преимущественно керосином или маслом. Бензином — лишь если у фаерщика есть специальная усиленная защита — больше кожи в одежде, специальные очки, волосы прикрыты...


— Вопрос в том, какой нужен эффект. Бензин горит ярче и быстрее, но керосин безопаснее. А самым безобидным считается масло, у него и пары не такие ядовитые, — подробно описывает нюансы Полина Чибирай, фаерщик с пятилетнем стажем.


Ее коллега Максим Коровай, на счету которого уже несколько сотен выступлений, шутит, мол, с керосином, бензином и маслом работники заправки имеют дело в гораздо больших объемах: «Ошибиться, например, с плевком (самым опасным трюком, когда фаерщик выдувает огонь. — Авт.) сложно, ведь сначала очень долго тренируешься с водой. Разве что направление ветра можно перепутать, но торнадо у нас, согласитесь, как–то не бывает. Вообще, этому трюку реально научиться за пару тренировок, главное — перебороть отвращение перед керосином. В итоге без проблем одновременно с плевком научишься крутить два шеста и делать сальто».


Но все же втихаря фаерщики признаются: мелкие ожоги — это как символ профессии. В уставе одного из клубов, занимающихся постановкой огненных шоу, так прямо и предупреждают: «Всегда будьте готовы к тому, что возгорание может произойти. Каким бы правильным ни было топливо, как бы тщательно вы ни вытирали с лица капли горючего, как бы аккуратно ни выбирали направление плевка — всегда есть возможность обжечься». Общение с несколькими фаерщиками только подтвердило: на тренировках и выступлениях случаи бывают самые разные. Вот девочка не заметила, что капнула керосином на колготки, которые потом стали тлеть, другая обожгла горячей цепью руку, но выступление, сжав зубы, закончила, потом зализывала раны подальше от зрительских глаз. Их коллега, неудачно сглотнув керосин во время выдувания огня, заработал серьезные внутренние ожоги. А на счету Сергея Д. за пять лет работы «укротителем пламени» ровно пять ожогов первой и второй степени. Но вслух об этом говорить как–то не принято. Впрочем, как не принято и объяснять врачам, что послужило причиной. Здесь, как в фильме, лучше держаться легенды: «шел, поскользнулся, упал, очнулся — гипс». Почему? Дело в том, что до сих пор у нас фаерщики в неопределенном положении, ведь так и не решено, к чему отнести их занятие: к цирковой деятельности, танцевальной или какой–то другой? Выходит, артисты, работающие с огнем, у нас есть, и достаточно высокого класса, вот только считают их такими же нелегалами, как, скажем, паркурщиков.


Главное — спокойствие


Профессионалы твердят: в работе с огнем главное — уверенность и спокойствие. Как укрощают пламя? Максим Коровай говорит, что официальных школ у нас нет, но хватает профессионалов в различных клубах, где старшие учат младших. Так, Наталья С. осваивала поначалу это искусство сама, по видеоурокам в интернете, позже ей кое в чем помогали другие фаерщики. А чтобы выступление было чистым и без последствий — главное, все рассчитать и предусмотреть, убеждена Полина Чибирай. Обжегся? Всегда есть мазь, ведь обычно речь идет не более чем о покраснении либо волдыре: «Отрабатывать элементы с огнем начинают лишь тогда, когда руки уже натренированы. Конечно, небольшие ожоги можно получить, скажем, горячей цепью, но это ошибки начинающих. Работаем мы в основном на предупреждение. Перед выступлением продумываем даже действия на случай неприятных сюрпризов, например, сцена окажется не три на четыре метра, а лишь два на три. И на ней нужно поместиться, никого не задеть, чисто отработать номер».


Любопытно, что среди фаерщиков все больше девушек — примерно процентов 60. Откуда такой интерес? Говорят, отличный способ реализовать себя. И потом, есть в этом что–то романтическое. Помните, как Рей Брэдбери размышлял над вопросом, почему нас так притягивает пламя? «Огонь — это вечное движение. То, что человек всегда стремился найти, но так и не нашел... Тайна. Загадка!» А значит, человек вечно будет играть с пламенем? Рисковать? И скрывать свои промахи до последнего?


Цифра «СБ»


Стоимость фаер–шоу в Беларуси варьируется от 60 до 670 у.е. Все зависит от количества участников, реквизита и продолжительности программы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter