Как снимают программу «Панорама» и кто делает новости на белорусском телевидении

Они делают новости

Здесь непрерывно звонят телефоны, а пальцы буквально летают по клавишам: мало кто знает, но чтобы обеспечить выход даже одного новостного выпуска, работает мощная команда специалистов. В редакционном отделе Агентства теленовостей Белтелерадиокомпании все кипит с самого утра, напряжение нарастает к вечеру, когда в 21.00 на «Беларусь 1» в прямой эфир выходит одна из самых популярных программ нашего телевидения — «Панорама». Почему ведущие телевизионных новостей никогда не ездят в лифте? Суеверие? Ни в коем случае, обычная предосторожность. На «Беларусь 1» привыкли совершать невозможное, но из застрявшей между этажами кабины при всем желании в прямой эфир не выйти. Вот и стучат ведущие каблучками по лестницам, торопясь в гримерку, а затем в студию: даже если мир рухнет, эту новость они сообщат первыми.

Вечерние новости в 19.00 — увертюра к «Панораме». Ведущая Татьяна Король.

Самые первые выпуски «Панорамы» датируются 1981 годом — тем периодом, когда у белорусского телевидения наконец–то появилась своя кнопка. Поначалу передача называлась «Панарама навiн», потом название стало более компактным и емким.

Если заглянуть в архив, там обнаружатся стеллажи на рельсах, содержащие километры пленки и сотни тысяч сюжетов — ни много ни мало хроники жизни страны. Хранящейся здесь информацией могут воспользоваться ученые или документалисты. Самые старые записи — на громоздких кассетах, сегодняшние — на маленьких картах памяти, вмещающих гигабайты информации.

— Мы храним и выпуски новостей, и «Панораму», и телепроекты Агентства теленовостей с 1997 года, — перечисляет видеотекарь АТН Ирина Лыгановская. — Все, что касается Беларуси, все главные государственные и международные события можно найти здесь.

Это — история. А вот современный процесс подготовки новостей серьезно отличается от существовавшего еще несколько лет назад, объясняет шеф–редактор «Панорамы» Наталья Гороховик:

— Мы единственный в Беларуси медиахолдинг, который может похвастаться специальной программой, позволяющей соединять текст с видео и монтировать его на рабочем месте. Можем одновременно читать текст и отсматривать видео, которое корреспондент привез со съемки, и каждый кадр будет соответствовать написанному. Еще три года назад о таком даже мечтать не приходилось, подобные технологии были у Би–би–си, CNN, российских каналов. Сейчас это стократно упрощает работу. Одновременно с одним видео могут работать несколько десятков человек, выкладывать его в соцсети, готовить выпуски новостей и сюжеты для «Панорамы».

Выпуск новостей в 19.00 — своего рода увертюра к «Панораме», дающей картину дня максимально широко. Конечно, в программу входят самые яркие и резонансные события — международная, политическая, экономическая повестка, ответственные матчи наших спортсменов, знаковые моменты в культурной жизни страны. В экстренном режиме берутся комментарии экспертов, высказывающих свое мнение по злободневным поводам буквально «с колес». Часто сами редакторы и ведущие до последнего не знают, чем завершится тот или иной сюжет. В любой момент в студию могут подать новый текст, и ведущие должны быть к этому готовы. Не зря именно сотрудники АТН считаются элитой белорусского телевидения: людей, ежедневно работающих в режиме максимального стресса с неизменно приветливыми лицами, сложно заподозрить в непрофессионализме.

Работа в прямом эфире требует профессионализма от всей команды.

— Прямой эфир предполагает работу сию минуту, которую нужно делать очень быстро, — Наталья Гороховик умудряется одновременно демонстрировать нам возможности программного обеспечения и обсуждать готовящийся выпуск «Панорамы». — Первая смена приходит на работу в четыре часа утра. Большой утренний блок новостей — выпуски в семь, восемь, девять часов. За час, проходящий от выпуска до выпуска, нужно успеть обновить новости, разыскать спикеров, записать по телефону их мнения и комментарии, куда–то подъехать с камерой, что–то подснять... Дневные новости выходят каждые два часа, а квинтэссенция всего, произошедшего за день, попадает в итоге в «Панораму».

Одно из обязательных условий программы – прямые включения в режиме реального времени, в том числе из регионов, где работают корпункты АТН, а также с мест событий, где находятся передвижные телевизионные станции. Есть и специальные устройства (их называют «рюкзаки»), благодаря которым корреспондент в максимально короткое время может организовать прямое включение в программу, находясь при этом в любой точке страны. Также в прямом эфире, благодаря закупленным «Беларусь 5» трансляциям, в «Панораму» попадают репортажи с крупнейших спортивных соревнований мира: побеждает, скажем, Виктория Азаренко на корте — и все, что видят зрители на трибунах стадиона, в тот же момент видят и те, кто включил новости. При необходимости используют спутниковую связь — словом, все технические возможности, которые предоставляет сегодня прогресс.

Вместе с Натальей пытаемся подсчитать, сколько людей задействовано в этой скоростной, но отнюдь не суетливой деятельности. Приблизительно получается до 100 сотрудников: те, кто пишет тексты, корреспонденты, выезжающие на точки (как минимум, 20 человек на один выпуск — по числу тем), операторы — выездные и в студии, 5 корпунктов в регионах, стильредакторы, редакторы титров, редакторы текста, выпускающие продюсеры, режиссеры, сотрудники архива, которые заканчивают свой рабочий день не раньше, чем завершится эфир «Панорамы», водители, гримеры... И это не считая высококлассных ведущих! Делать новости — очень дорогое удовольствие, подытоживает Наталья Гороховик.

В этот момент ведущая Полина Шуба отрывается от монитора: время близится к 21.00, за 20 минут до эфира девушка должна быть в студии в полной готовности. Приближается финальная стадия творческого процесса — та, которую видим и можем оценить мы, зрители:

Полина Шуба.

— На работу я прихожу в час дня (впрочем, сегодня я здесь с 9 утра) и прежде всего просматриваю информационные ленты, чтобы быть в курсе, что меня ждет и с чем придется сегодня столкнуться. Затем гримерная — прическа и макияж. Далее в редакции новостей я работаю с текстом. Это только кажется, что все просто — вышел в эфир, прочитал по бумажке, что тебе дали, а на самом деле нужно переработать и подготовить огромный объем информации.

У ведущего новостей работа трудоемкая и непростая. Нужно особым образом структурированное мышление, которому новостники учатся столь же настойчиво, как технике речи. Требуется быть «в теме», разбираться во всем на свете, от международных новостей до медицинских проблем, желательно также помнить, на какой слог падают ударения в именах и фамилиях самых разных персон. Текст, который, конечно, даст подсказку (для ведущих нередко специально выделяют ударные слоги заглавными буквами), однако и собственная память не должна подводить.

Полина Шуба в свое время и думать не думала, что станет лицом одной из брендовых программ Белтелерадиокомпании. На телевидение попала, как все — через кастинг. После которого наступило время занятий с преподавателем: речь, постановка голоса, дикция — все это у ведущего должно быть безупречно. Много лет занималась хореографией (да так, что с нее даже лепили музу Мельпомену для скульптурной группы возле Большого театра).

— Самые трудные — те секунды, когда ждешь прямых включений, — признается она. — Но вот корреспондент тебе ответил — и фух — выдыхаешь. Все в порядке, работаем!

ovsepyan@sb.by

Фото Владимира ШЛАПАКА.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter