В Республиканском театре белорусской драматургии прошла премьера "Синдром Медеи"

Она сделала шаг

В Республиканском театре белорусской драматургии прошла премьера спектакля «Синдром Медеи» в постановке Екатерины Аверковой по пьесе драматурга Юлии Чернявской. (Здесь уже появлялся спектакль по ее пьесе — психологическая драма «Лифт».) Миф Еврипида драматург перенесла на современную почву, в наши дни, в узнаваемые реалии, где криминальные события порой не перестают шокировать. Любой древнегреческий миф вполне может разыграться, как показывает жизнь, в любом спальном районе большого города. Чтобы потом только обрастать версиями и домыслами.

Екатерина Аверкова, поработавшая несколько лет главным режиссером в Могилевском драматическом театре, поставившая успешный трагикомический «Офис» в Национальном академическом театре имени Я.Купалы, неожиданно, а может, для кого–то и вполне ожидаемо обратилась к жанру трагедии.

Получилось очень любопытно, местами захватывающе и пугающе узнаваемо. «Синдром Медеи» — крайне своевременный и полезный спектакль, большая моральная и творческая победа РТБД, еще один актерский подвиг Людмилы Сидоркевич, снова не побоявшейся шагнуть в неведомое. Ее Марина–Медея и пугает, и отталкивает, и вызывает жалость. Давно не припомню на нашей сцене такого сложного полифоничного женского образа, в котором так органично соединились все крайности.

Несмотря на мрачность темы «Синдрома Медеи», взаимное отчуждение ее героев и неспособность понять друг друга, в спектакле присутствуют юмор и даже сатира. Как и положено в трагедии, здесь есть хор, но есть и «френды из Фейсбука», которые, конечно, «хуже пистолетов». Автор и режиссер смело высмеивают соцсети, в какой–то момент даже сравнивая их с переполошившимся курятником, то, как скоро там готовы вынести тот или иной вердикт, объяснять поступки порой совершенно незнакомого человека пригодными для себя рациональными причинами. Главное — дать всему объяснение со своих понятных, безопасных обывательских позиций. Дать объяснение, чтобы дальше заниматься своими делами. «Френд лайкает» — ветер носит. А коснется реальной помощи — героиня спектакля в какой–то момент просит пожить несколько дней у лучшей подруги — так получишь от ворот поворот. Многих героев в этом спектакле, наверное, намеренно режиссер рисует одной краской. Так, Мать в исполнении Галины Чернобаевой весьма убедительно и гротескно воплощает образ женщины, проработавшей несколько десятилетий в торговле. Имеющей самомнение, волевой и целеустремленный характер, несущей как знамя свою слепую любовь к внукам. В ее руках, считает она, нужные связи, позволяющие расправиться с неугодной невесткой, как ей вздумается. (Героиню два действия упрямо загоняют в угол: стремятся лишить жилой площади, а в перспективе — и родительских прав.) Новая пассия мужа главной героини у Гражины Быковой тоже получается довольно выпуклой и эксцентричной. Речь ее изобилует ласкающим слух сленгом, на который зрительный зал отзывается признательными смешками. Муж героини Ян в исполнении Максима Пониматченко то и дело порывается расспросить зрительный зал о житье–бытье, но вовремя спохватывается и возвращается на сцену. Кажется, что слабохарактерность его героя тоже весьма типажна и узнаваема. Сосед (Валентин Соловьев), пожалуй, единственный, кто ничего не требует от Марины–Медеи и сохраняет в этой волчьей стае какое–то подобие человечности. В одной из самых пронзительных сцен спектакля героиня даже принимает его за своего отца... Подруга (Мария Петрович) хотя и выражает в сцене телефонного звонка сперва некую радость, зациклена, увы, только на самой себе и тараторит в телефонную трубку с удивительной скоростью.

«Синдром Медеи» призван смягчать нравы. Это, наверное, главная цель постановки. Под финал вспомнилась песенка российской певицы Ольги Арефьевой «Она сделала шаг», где есть такие слова: «Она играла, не зная правил. Она падала вверх и разбилась о небо. Она не искала волшебного края. Она была там, где никто больше не был». Вспомнилось и взгрустнулось обо всем несбывшемся. Важно помнить, что чужая душа — потемки, а женская и подавно.

Добрый зритель в 9-м ряду.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter