В Новом драматическом театре прошла премьера спектакля "Фабричная девчонка"

Она идет по жизни смеясь

В Новом драматическом театре состоялась неожиданная премьера мелодрамы «Фабричная девчонка» по раннему произведению известного драматурга, поэта и сценариста Александра Володина, родившегося, кстати, в Минске. Но если в Санкт–Петербурге, где он прожил большую часть своей творческой жизни, проходит Всероссийский фестиваль «Пять вечеров», основу которого составляют спектакли по его пьесам или близкая по мировоззрению драматургия, то единственная связь Володина с Минском — вот такие редкие премьеры, появление его талантливого имени в репертуаре. Кажется, что в Беларуси к творчеству Володина режиссеры и театроведы обращаются намного реже, чем в России. Там он несомненная часть драматургического триумвирата Чехов — Вампилов — Володин. С подмостков не сходит «С любимыми не расставайтесь», а «Осеннему марафону», так полно и исчерпывающе поставленному в кино Георгием Данелия, дают жизнь и на театральной сцене.

фото vk.com

«Фабричная девчонка» была написана в 1956 году, и уже там звучали темы, к которым автор все время возвращался в своем творчестве: где они, границы личностной свободы? Как соблюсти баланс между своими и общественными интересами? Можно ли впрячь в одну телегу трепетную лань личного счастья и бледного коня служебного долга? Хотя метафора, прямо скажем, неуклюжая. Всем, кто считает, что если и бывают сегодня фабрики, то только звезд, смотреть спектакль стоит непременно.

Главная героиня истории, однофамилица известной певицы Женя Шульженко — искренняя, позитивная, энергичная девушка, которую с позиций сегодняшнего дня можно назвать вполне продвинутой. Существование в коллективе, в фабричном общежитии ей в тягость, хотя к своим подругам она относится хорошо. Но больше ее интересует не труд, а модные наряды из журналов, клуб и танцы. Каждая из девушек идет к своему счастью индивидуальным путем: кто–то выходит замуж за болгарина, испытывая легкое чувство вины перед коллективом, кто–то пытается «склеить» кинорежиссера, пришедшего в комнату к девчатам снимать документальный сюжет для киножурнала. В какой–то момент в газете «Комсомольская правда» появляется статья, осуждающая поведение Жени «Нам стыдно за подругу»... Приходят взволнованные отклики читателей: «Привет из Полоцка! Знай, Женя, что ты сама портишь себе жизнь... После вспомнишь, но будет поздно. И так уж над тобой смеются везде — и в Ленинграде, и у нас в Полоцке». Зритель, не знакомый с текстом пьесы, может подумать, что это книксен перед северной колыбелью белорусского книгопечатания, но Полоцк действительно в тексте Володина есть. Как и еще в одной советской пьесе — «Фантазии Фарятьева» Аллы Соколовой. Но ее саму ни статья и предательство соседок, ни последующее собрание в коллективе особым образом не трогают.

В какой–то момент каждая героиня обращается в зал с монологом. Режиссер Сергей Куликовский к тексту «Фабричной девчонки» добавил литературный материал из других произведений Александра Володина. Узнаем текст из «Старшей сестры», «Пяти вечеров», «Назначения»... Эти литературные добавления выводят «Фабричную девчонку» из частной истории на обобщение о времени и эпохе. Полифония женских монологов воссоздает полноценную картину советского времени, которая нарисована режиссером скорее с нежностью, чем с порицанием. Она позволяет талантливым актрисам Нового драматического театра Екатерине Ермолович, Надежде Анципович, Александре Некрыш, Татьяне Поповой и другим высказать что–то сокровенное о женской душе. И уже видишь в них не просто фабричных девчонок, а духовных наследниц Катерины из «Грозы», сестер Прозоровых Чехова... И «Гроза», и «Три сестры» с успехом идут в репертуаре театра. «Фабричная девчонка» изящно замыкает эту женскую трилогию. Так же как у Чехова, у Володина мужчины изображены либо карьеристами, либо трусоватыми подлецами, либо мечтателями. Актеры Артем Пинчук, Алексей Верещако, Вадим Гайдуковский, Андрей Бибиков, Сергей Толстиков живописно воплощают эту сатирическую галерею. Игорь Подливальчев в роли отца новенькой фабричной дивы красноречиво доказывает, что и с годами мужской фенотип не улучшается.

Добрый зритель в 9–м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter