Одна из лучших ролей Валерия Гаркалина — в картине «Белые одежды»

Он явился к нам в “Белых одеждах”

Гаркалин из той породы лицедеев, которых не настигла ранняя популярность. К успеху он шел долго и кропотливо, тратясь в каждой своей киношной и театральной роли. Была и “плата за успех”: актер перенес два сложнейших инфаркта, пережил клиническую смерть. В 2009 году ушла из жизни его супруга Екатерина. Но Валерий Гаркалин по-прежнему остается оптимистом, живет надеждой, верит в лучшее в людях. Его дочь Ника успешно занимается театральным продюсированием, подрастает на радость деду внук Тимофей.



Широкая публика полюбила Гаркалина после выхода на экраны в 1989 году советской криминальной мелодрамы “Катала” Сергея Бодрова-старшего и, конечно же, комедии-фарса Владимира Меньшова “Ширли-мырли” в 1995-м. Но между этими работами была еще одна, причем довольно масштабная — 7-серийный телевизионный фильм режиссера Леонида Белозоровича “Белые одежды”, снятый в 1992 году по одноименному роману Владимира Дудинцева. Увы, сегодня это кинополотно вспоминают редко. Однако именно там Валерий Гаркалин сыграл одну из своих лучших ролей — ученого-генетика Федора Дежкина, который, как и все его коллеги, оказался перед непростым нравственным выбором после того, как в конце 1940-х тон в аграрно-селекционной сфере стал задавать академик Трофим Лысенко. Партнерами Гаркалина на съемочной площадке были Людмила Гурченко, Андрей Болтнев, Эрнст Романов и многие другие известные артисты. Алексей Булдаков, ушедший от нас на этой неделе, тоже снимался в этом фильме.

Оператор Александр Абадовский

Вспоминает главный оператор картины, преподаватель кафедры кинотелеоператорства факультета экранных искусств Белорусской государственной академии искусств Александр Абадовский:

— “Белые одежды” для меня не проект, а большая серьезная картина. Проект для меня вообще — это что-то незаконченное. Слово из современного кинолексикона. А большие серьезные картины, к сожалению, в 1993 году и закончились. Я считаю, что в этом фильме Валерий Гаркалин сыграл свою лучшую роль. Потом пошла уже такая, извините, дурковатость.

Фильмы сродни “Белым одеждам” появляются только по государственному заказу. Финансирование шло из бюджета, мы получали деньги и от Останкино. Но попали в очень сложную ситуацию: была дикая инфляция, деньги быстро обесценивались, поэтому постоянно торопились, торопились… Если на кино дают копейки, такой фильм не снимешь.

Честно сказать, мне не очень нравился этот роман Дудинцева, хотя я видел, что потенциально это очень хорошая и профессио-нальная литература. Работать оператором на картине начинал Анатолий Калашников, но потом он и режиссер Леонид Белозорович разошлись во взглядах. Гаркалин мне нравился как артист, снимать его было легко: в каких-то ракурсах он там похож на молодого Владимира Маяковского. Мы одели на него шляпу того времени. Конечно, это была чуть ли не первая его роль. Чувствовались неопытность Валерия Борисовича, отсутствие киноопыта, но держался он молодцом. А какие партнеры у него были — Людмила Гурченко, Андрей Болтнев!..

— Многие операторы обычно жаловались, что на съемочной площадке Гурченко была очень требовательной и чуть ли не сама выставляла для себя свет. Это правда?

— Полная чушь! Свет на съемке может выставлять только оператор. Да, во время работы над нашей картиной Людмила Марковна была уже не девочка, но когда она увидела себя на экране во время “озвучки” — обняла меня и поцеловала. Настолько ей понравилось, как она выглядит на экране. Правда, что меня удивило: она совершенно не умела курить, хотя в кадре ей приходилось смолить папиросу за папиросой. Говорила, что не выносит сигарет и сигаретного дыма. Там вообще получился хороший актерский ансамбль, все как-то горели этой темой и фильмом. Казалось, что эта работа станет событием, но наступал уже период безвременья и малокартинья, все разваливалось, и было уже не до кино. Кстати, Леша Булдаков сыграл там одну из первых своих серьезных ролей…



Какие-то сцены мы снимали в лабораториях и сельскохозяйственных учреждениях города Пушкина. Помню, удивился, узнав, что Андрей Болтнев на досуге собирает телескоп. Он сам был родом из Новосибирска, города науки, там и клуб любителей астрономии работал, поэтому в Андрее этот интерес остался на всю жизнь. Рукастый был мужик. Сегодня, когда артисты на съемке гвоздь вбить не способны, такие эпизоды вспоминаешь с особенной ностальгией.



Увы, в равнодушной Википедии кто-то походя заметил: “Картина “Белые одежды” имела все шансы стать киносенсацией, но этого не произошло только лишь потому, что показ пришелся на период, когда волна разоблачений сталинщины уже пошла на спад”. Да, сенсацией картина не стала, но для тех, кто интересовался сталинским периодом, она все-таки не прошла незамеченной, и вклад Валерия Гаркалина в эту большую работу неоспорим.



ЗНАЧЕНИЕ НАЗВАНИЯ

Название романа и фильма — “Белые одежды” — символично и имеет несколько смыслов. Во-первых, одежда белого цвета (то есть халат) является повседневной рабочей одеждой сотрудника лаборатории, привычной деталью антуража. Во-вторых, белые одежды (ангельские одеяния) символизируют чистоту помыслов главных героев фильма. В-третьих, белый цвет, ассоциируясь со смертью (саван), подчеркивает трагедийность повествования.

В картине “Белые одежды” получился хороший актерский ансамбль, все как-то горели этой темой и фильмом. Казалось, что эта работа станет событием, но наступал уже период безвременья и малокартинья, все разваливалось, и было уже не до кино.

pepel@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter