Режиссер Даниил Филиппович рассказал о грядущей премьере в Купаловском театре

Он всем еще покажет

29—30 июля в Национальном академическом театре имени Янки Купалы — премьера. Спектакль «Женитьба» по пьесе Николая Гоголя поставил молодой белорусский режиссер Даниил Филиппович. За его плечами учеба в ­ГИТИСе, работа в областных театрах и столичном ТЮЗе, а теперь и на главной сцене страны. Причем на сей раз речь не о восстановлении прежних, знакомых и знаковых спектаклей Купаловского: «Женитьбой» открывается новая история в истории театра. Тем любопытнее, что шанс дали молодому и склонному к экспериментам режиссеру.


— Даниил, когда решили пойти в Купаловский, понимали, что внимание к вам будет приковано большое и будут попытки уколоть булавками?

— Ну, во-первых, меня очень сложно уколоть. Почему я пришел в Купаловский — это вопрос между мной и театром. Я бы сказал, роман между мной и театром. Тем более я далеко не единственный, кто согласился поставить здесь спектакль: готовится несколько премьер разными режиссерами, и то, что первой оказалась именно «Женитьба», — просто так совпало. Но я ни в коем случае не иду по головам.

— Кстати, почему именно Гоголь, почему именно «Женитьба», а не «Ревизор», к примеру?

— У меня никогда не было мечты поставить «Ревизора», я всегда мечтал о «Женитьбе». Это уже второй опыт постановки — первый раз в студенческие годы, но тогда был совершенно другой спектакль, иной формат. И как мы знаем, если режиссер второй раз берет произведение, он все переделывает и переосмысливает. Прошло несколько лет, у меня сейчас другой возраст, поменялось мировоззрение и т.д. Сравнивать с прошлым совершенно не нужно и бессмысленно. А почему Гоголь — потому что это мой самый любимый автор. Я читал его дневники, литературу о нем, я знаю, как были написаны его пьесы, почему они были написаны именно так, и играть его можно бесконечно. Этот спектакль мог бы длиться шесть часов, 20 — на этюдах, потому что темы, которые Гоголь открывает в каждом эпизоде, в каждом явлении, неисчерпаемы. Не знаю второго автора, которого так можно было бы ставить и так играть.

Поставить «Женитьбу» было моей мечтой, но с Гоголем происходит какая-то мистика, как с Булгаковым: я не мог за три года с момента предыдущей постановки его никуда пристроить, мне везде отказывали. И когда я предложил «Женитьбу» театру имени Янки Купалы, если честно, думал, что мне откажут и здесь. Но все сложилось!

— Расскажите об актерах, кого вы задействуете?

— Илья Крук, который играет Якима в «Павлинке», в «Женитьбе» будет Подколесиным. Это его вторая серьезная роль. Он у нас играет парня, который из-за отсутствия мужских качеств, способности взять на себя ответственность за другого человека не может, но все равно хочет жениться. Зачем? Затем, чтобы не выглядеть белой вороной: все его ровесники уже живут семьями, имеют детей, так принято, и ему нужно соответствовать. А на самом деле он боится людей — это отражение Гоголя, который не любил общества, избегал быта, его пугали семейные дела. Кочкарева играет Михаил Свито, Тамара Миронова и Тамара Николаева-Опиок — Арину Пантелеймоновну. А у Зинаиды Зубковой — Тень «Женитьбы»: это дописанная роль, пластическая, без слов, но она на нее согласилась. У нас много неожиданных драматургических поворотов — притом что текст пьесы остается в неприкосновенности.

— Впереди очередной кастинг актеров в Купаловский — у каждого режиссера есть определенный вкус, свои предпочтения… Что нужно, чтобы вас заинтересовать?

— Две вещи: чтобы мне с человеком было интересно молчать, а второе — дикое, безумное желание делать эту работу. Хотя должен сказать, что актеры — очень странные люди, я сам не хотел бы быть актером, мне непонятно желание выходить на сцену. (Смеется.)

— Вы этим летом оканчиваете ­ГИТИС — ведущий театральный вуз еще ­СССР, а теперь и России. Сложно было поступить?

— После Минского государственного колледжа искусств мой художественный руководитель Игорь Степанов напутствовал: «Ты должен ехать в Москву». Я сказал: «Кто меня там ждет?», но подготовился и поехал. И поступил. При этом конкурс в ­ГИТИС 300—400 человек на место. Две ночи спал на Арбате на лавке, потом мне перевели деньги, и я снял хостел — восемь коек в комнате. До этого всю жизнь жил в своей квартире и никогда ни в чем не нуждался, для меня это все было психологически очень сложно. Когда узнал, что прошел, все, что мог — сказать спасибо. Мне не хотелось ничего отмечать, гулять по ­ВДНХ и нюхать сакуру, я сел в автобус и приехал домой с трясущимися от напряжения руками. Потом еще месяц только ел и спал.

— У кого вы учились?

— Поступил к Михаилу Левитину — художественному руководителю Московского театра «Эрмитаж», еще одним своим мастером считаю Евгения Редько, хотя он и ушел из ­ГИТИСа после третьего курса. Было сложно — это, во-первых, другая вселенная: ты понимаешь, где ты находишься и с какими людьми работаешь. И ты счастлив, что такие люди приходят и дают тебе знания.

— К какому типу режиссеров вы себя отнесете: из тех, кто не позволяет сделать шаг влево — шаг вправо от собственного замысла, или предпочитаете дать актеру определенную свободу?

— Я люблю сотворчество, мне нужен человек, который воплощает мои идеи не просто как статист, а придумывает свои ходы в том направлении, которое задаю. Тогда мне интересно.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter