Он в танке горел и цеха поднимал

Николай Бушуев так написал о себе: «В тяжелые военные годы мне пришлось пройти путь от рядового бойца до старшего лейтенанта долгими фронтовыми дорогами от Ржева до Вены. В боях за Родину я получил множественные ранения, горел в танке, являюсь инвалидом Великой Отечественной войны второй группы». Вот что любопытно: инвалид второй группы отличился и в мирные дни. Специально к 90-летию ветерана, который отмечался недавно, был сделан необычный календарь по заказу Минского электромеханического завода. Именной. На календаре портрет бывшего начальника цеха и эпиграф: «Он в танке горел и цеха поднимал». Такой чести мало кто удостаивается. Лично я подобных подарков именинникам не встречал. Поэтому, увидев раритет, сразу захотел встретиться с Николаем Александровичем.

Бывший лейтенант, танкист Николай Бушуев получил приказ партии улучшить дела на номерном электромеханическом заводе. Он ответил: «Есть!»

Николай Бушуев так написал о себе: «В тяжелые военные годы мне пришлось пройти путь от рядового бойца до старшего лейтенанта долгими фронтовыми дорогами от Ржева до Вены. В боях за Родину я получил множественные ранения, горел в танке, являюсь инвалидом Великой Отечественной войны второй группы». Вот что любопытно: инвалид второй группы отличился и в мирные дни. Специально к 90-летию ветерана, который отмечался недавно, был сделан необычный календарь по заказу Минского электромеханического завода. Именной. На календаре портрет бывшего начальника цеха и эпиграф: «Он в танке горел и цеха поднимал». Такой чести мало кто удостаивается. Лично я подобных подарков именинникам не встречал. Поэтому, увидев раритет, сразу захотел встретиться с Николаем Александровичем.

«ДВЕРЬ открыл стройный и худощавый человек в спортивном костюме, с добрым светом в глазах. Извинившись, что не успел переодеться, потому что физической зарядкой занимался, он пригласил меня в гостиную, где много книг, картин и портретов. Заговорили сразу о здоровье. Ведь Бушуеву уже девяносто! Но, как ветеран заявил мне, болезни его боятся и обходят стороной. Вот только есть проблемы с памятью. Возможно, это ранение в голову сказывается, осколок до сих пор сидит в ней. Николай Александрович показывает мне это место. Показывает шею и спину, где тоже сидят «подарки» войны. Да, война не пощадила солдата, о котором много раз писали фронтовые газеты. Вот передо мною некоторые из них, сохраненные ветераном. Они, как говорится, пахнут порохом, с большой точностью доносят события далеких лет, ту грозовую атмосферу. Беру газету «В бой за Родину». На первой странице статья «Смелого пуля боится, смелого штык не берет». И подзаголовок: «Пятеро отважных воинов под командованием старшего сержанта Бушуева разгромили вражеский гарнизон». Это было утром 4 августа. Над просторами необъятных степей в безоблачном небе с сотрясающим воздух гулом плыли краснозвездные самолеты. А по родной, истоптанной заклятыми чужеземцами земле шли в атаку бойцы. Встретив сильный пулеметный огонь противника, командир роты товарищ Петухов вызвал старшего сержанта Николая Александровича Бушуева и сказал:

— С группой в шесть человек проникнете в район этой высоты, точно определите огневые точки противника, выясните, что имеет враг, удастся — разгромите!

Они ползли более 300 метров. И чем дальше ползли, тем больше злились, тем скорее хотелось подкрасться, чтобы уничтожить засевших в траншеях врагов, расчистить путь стремительно наступающей пехоте.

Немцы зарылись в землю. Они видели, как по сторонам колышутся стебли бурьяна, и делали все, чтобы остановить храбрецов. Но это им не удалось.

Отважные уже у самой траншеи. Бушуев стремительно поднимается с земли и бросается на врага. Вслед за ним, не отставая ни на шаг, в траншею вскакивают с автоматами в руках Симонов, Пелогеич, Лещенко, Сергеев. Перед 25 гитлеровцами отважная пятерка советских воинов.

Фашисты в панике. Многие сразу же подняли дрожащие руки. Но находившийся рядом офицер и несколько солдат попытались оказать сопротивление. Однако они были моментально уничтожены. Немецкий гарнизон, состоящий из 25 гитлеровцев, был частично истреблен, частью взят в плен. Путь наступающим был открыт».

А вот одна из газет повествует о боях на Курской дуге. Статья «Парень с севера» идет под рубрикой «Расскажу о своем товарище». Ее автор В. Свистунов пишет о механике Константине Ефремове, который геройски погиб, направив горящий танк на вражеские машины. А командиром того танка был лейтенант Бушуев.

«Немцы подожгли машину, когда лейтенант Бушуев уничтожил еще одну вражескую самоходку, выпустив последний снаряд.

— Горим, земляк…Снарядов нет! — кричал командир, но Костя и без него слышал, что к дыму пороха еще примешался едкий белый дым горящего масла. Через моторную перегородку пламя врывалось в боевое отделение. Загорелась краска.

На лейтенанте тлел комбинезон. Положение создалось отчаянное. Надо было принимать решение. Но какое? И вдруг Бушуев услышал голос своего механика:

— Во имя победы иду на таран!

Лейтенант крикнул: «Действуй!»

Костя, до боли стиснув зубы, ударившись лбом о рамку триплекса, дал полный газ. Одна мысль сверлили голову: дотяну ли?

С наблюдательного пункта видели, как объятая пламенем машина с предельной скоростью мчалась на таран вражеского танка. В тот день танкисты-суворовцы отбили четыре атаки фашистов».

Прочитав статью, спрашиваю ветерана:

— Костя, ваш механик, погиб, а как вы остались живы?

— Кто-то вытянул меня из горящего танка. Не знаю имени своего спасителя, но благодарен ему всю жизнь.

ОТВАГУ и мужество проявил Николай Александрович и в мирное время. Несмотря на то, что по состоянию здоровья он был уволен из рядов Советской Армии, получив инвалидность, Бушуев окончил вуз, работал начальником цеха на Минском радиозаводе. Но как сказано в одной из характеристик: «В связи с ухудшением дел в ответственном цеху на номерном заводе № 32 Николай Александрович по решению ЦК КПБ был переводом направлен для работы начальником отстающего производства». Собственно, бывший лейтенант-танкист получил боевой приказ. Завод-то был номерной, военный, работал на оборонку. И он ответил по-фронтовому: «Есть!»

В книге «Полвека в пути», посвященной юбилею Минского электромеханического завода, есть статья «Ступени роста», написанная Бушуевым. Из нее узнаешь, что цех электроэлементов, который Николай Александрович  принял в 1957 году, являлся самым «узким» местом производства на заводе. За относительно короткий период здесь сменились несколько начальников. Бушуев, когда пришел в отстающий коллектив, заметил, что количество основных рабочих, в том числе и в инженерно-технической службе, было явно недостаточным, не хватало оборудования, а из-за того, что рабочие места не установили в конвейерном порядке, терялось драгоценное время. Началась кропотливая перестройка, поиск кадров, налаживание нормального трудового процесса. И Николай Александрович смог вывести коллектив из прорыва. Более того, цех № 6 к 1980 году стал первым на заводе «Цехом коммунистического труда». И к военным наградам ветерана, к трем боевым орденам и медали «За отвагу», добавились еще три: орден Трудового Красного Знамени и две медали «За трудовое отличие».

Кстати, в этой статье Николай Александрович написал завет молодежи и продолжателям своего дела: «Будьте всегда справедливыми и объективными, умейте понимать и слушать людей, заботиться о них, служить примером. Внимание и забота о человеке рождает в нем душевное ответное стремление к прекрасному трудовому подвигу». Замечательные слова. Для Бушуева это — кредо жизни. Он придерживался его и в годы войны, и в мирное время. Оно ведет его и сейчас, когда Николай Александрович выступает перед школьниками, в воинских частях, когда всем, чем может, помогает своей ветеранской организации.

Один из великих сказал: «У человека не может быть иной цели, кроме как быть настоящим человеком». Николай Александрович Бушуев — из той породы.

Евгений КАЗЮКИН, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter