Как песни Евгения Магалифа до Америки довели

Он шагал из Витебска

В Минске вновь звучит музыка известного композитора Евгения Магалифа. Сочинения белорусского американца исполнил камерный оркестр SOUND FLIGHT в концертном зале «Верхний город». Поводом вспомнить о нашем земляке, который уже много лет живет и работает в США, стал его 60-летний юбилей. Мы связались с Евгением Борисовичем и попросили рассказать о себе.

Бабушка Евгения МАГАЛИФА ходила в одну гимназию с сестрами Марка Шагала.

Все изменил случай

— Я родился в Витебске. Моя бабушка ходила в одну гимназию с сестрами Марка Шагала. Мама была учителем русского языка и литературы, а отец писал музыку и преподавал в Витебском музыкальном училище. 

Семья Магалиф довольно известная. Дед Евгения работал в РОСТА, дружил с Маяковским, в гражданскую спас Михаила Пришвина, о чем тот написал рассказ. В      1937-м был расстрелян по «делу маршала Тухачевского». Не избежали репрессий и родители. Отцу, который тогда учился во ВГИКе на курсе режиссера Сергея Герасимова и успел сняться в фильме «Молодая гвардия», как сыну «врага народа» дали десять лет лагерей. Мама попала в ГУЛАГ по сфабрикованному делу о покушении на Сталина. 

— После лагеря они поженились. Отец учился на композиторском отделении консерватории, в одной группе с Игорем Лученком и Сергеем Кортесом. Но за дерзкий нрав ректорат отца не жаловал. Диплом он получил, однако путь в Союз композиторов был для него закрыт. 

Музыке Евгений учился с раннего детства. Уже в четыре года играл на маленьком аккордеоне, а образование получил по классу фортепиано. Училище окончил с дипломом преподавателя теории и истории музыки. 

Еще в школе начал сочинять песни. В училище написал еще несколько. В 1974 году его «Успенку» на стихи В. Пчелко опубликовали в областной газете «Витебский рабочий», что для 17-летнего юноши было огромным достижением. 

— После этого я решил поступать в консерваторию на композицию. Попал в класс профессора Анатолия Богатырева, у которого учился и мой отец. Увы, отношения не сложились, и на третьем курсе я перевелся на музыковедческое отделение. Примерно до 1985 года писал в основном «в стол». 

Все изменил случай. Во времена перестройки одна из газет проводила «прямую линию» с участием бессменного председателя Союза композиторов СССР Тихона Хренникова. Евгению удалось дозвониться.

Евгений МАГАЛИФ скопил увесистую коллекцию наград, в том числе золотые и серебряные медали конкурса Global Music Awards в Калифорнии.

Играл рояль

— Услышав фамилию Магалиф, он спросил, не из Ельца ли мои предки. Дело в том, что Хренниковы снимали часть дома у моего прадеда. А мой отец учил Тихона игре на аккордеоне. Узнав, что я сочиняю, мэтр пригласил меня приехать. Два вечера я ему играл. Впечатленный, Хренников написал письмо Лученку с просьбой принять меня в Союз композиторов БССР. Игорь Михайлович, хоть и был его председателем, посодействовать не смог, но отправил письмо руководству фирмы «Мелодия» с рекомендацией выпустить пластинку с моими песнями. Увы, тоже безуспешно. 

Первая запись состоялась много позже. Тогда в Москве из 74 песен, которые показывали худсовету, приняли всего три. Одной из них оказалась «Играл рояль» Евгения Магалифа на собственные стихи. Ее успешно записал Леонид Серебренников с оркестром Всесоюзного радио. На композитора обратили внимание. 

«Больш табе я не пазваню», «Званок з дзяцiнства», «На апошняй вярсце», «Ядлаўцовы лес», «Туманы», «Два Полацкi», «Дождж над Нёманам»… Песни Евгения Магалифа на стихи Геннадия Буравкина, Сергея Граховского, Адама Глобуса, Сергея Соколова-Воюша постоянно звучали в радио- и телепередачах, их исполняли многие звезды нашей эстрады: Тамара Раевская, Леонид Борткевич, Ядвига Поплавская и Александр Тиханович, Галина Галенда и Владимир Кудрин. 

Пьесы для фортепиано, музыка к документальному фильму и телеспектаклю, детская кантата «Бармалей» — все это Магалиф написал еще до того, как перебрался в Соединенные Штаты. Уезжая, сам не верил, что сможет в далекой стране заниматься любимым делом. Но судьба оказалась к композитору благосклонной:

— В США я поехал в 1990-м по приглашению своего бывшего одноклассника. Деньги на дорогу одолжила Ядвига Поплавская. Приехал в страну, имея 200 долларов, на которые должен был жить и купить подарки семье. Однако дело шло к развалу СССР, и жена Татьяна посоветовала мне искать возможности остаться в Америке. Я попал в штат Нью-Джерси, а за несколько дней до распада Советского Союза туда приехали мои жена и дети. Мы поселились в Ист-Брансвике, в 70 километрах к югу от Манхэттена.

Несколько лет Магалифы работали во французской компании, что давало стабильную зарплату, страховку и возможность купить дом. Затем сдали экзамены на право преподавать музыку в государственных школах. 

Полет колибри

— Работа учителя в школе сложная, но хорошо оплачиваемая и стабильная. Мы оба остались в сфере музыки, чего подавляющее большинство эмигрантов себе позволить не смогли. Долгое время я был занят созданием прочной базы для семьи, и композиция была оставлена до лучших времен. Но в 2010 году по просьбе однокурсника по консерватории Эдуарда Сытянко написал фортепианную пьесу для его дочери, и она с успехом исполнила ее с оркестром польской филармонии. Затем как-то раз брат Эдуарда, преподающий музыку в Финляндии, предложил написать пьесу для флейты и струнного оркестра. Так появилась «Колибри». Она имела большой успех и много где еще исполнялась. Это была первая моя победа в США. После поступило предложение от британского издательства стать их автором. К сегодняшнему дню выпущено более двадцати сборников, они продаются в разных странах. Затем сотрудничество предложило крупное американское музыкальное издательство. 

Сегодня произведения Евгения Магалифа исполняются более чем в 60 странах мира. Композитор признается: рад, что в год его юбилея они звучат и на родной земле. 

Елена ДАВЫДОВА

Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter