Он сбивал “мессеры”

Нажав на кнопку дверного звонка, мы знали, что хозяин — вилейчанин Степан Иванович Шмырко — откроет дверь не сразу. “Мне нужно сначала немного постоять, а потом делать шаг, иначе упаду”, — предупредил по телефону 87-летний ветеран Великой Отечественной войны. И вот на пороге нас встречает подтянутый мужчина в пиджаке с “иконостасом” медалей. С каждой из этих наград связана своя история.

Нажав на кнопку дверного звонка, мы знали, что хозяин — вилейчанин Степан Иванович Шмырко — откроет дверь не сразу. “Мне нужно сначала немного постоять, а потом делать шаг, иначе упаду”, — предупредил по телефону 87-летний ветеран Великой Отечественной войны. И вот на пороге нас встречает подтянутый мужчина в пиджаке с “иконостасом” медалей.
С каждой из этих наград связана своя история. Впрочем, память Степана Ивановича хранит немало других воспоминаний — печальных и радостных, ярких и “черно-белых”.

Весточка из Бреста

— В нашей семье было четверо детей, я — самый старший, — вспоминает ветеран. — До войны мы жили в Украине, в деревне Радковцы Староконстантиновского района Хмельницкой области. Когда началась война, мне шел пятнадцатый год. В каждой семье плакали, провожая мужчин в армию. Вскоре стали слышны отдаленные взрывы — немцы бомбили крупные железнодорожные узлы, мосты, аэродромы. Ушли на фронт мой отец и двоюродные братья.
С началом войны в этой семье связана своя история. За несколько дней до нападения фашистской Германии на СССР, 18 июня 1941 года, торжественно проводили в армию двоюродного брата Степана — Василия Иосифовича, тезку сына Сталина. Служить ему предстояло в пограничных войсках. Мать успела получить от сына всего одно письмо, в котором он сообщил, что все хорошо, “мы прибыли в Брест”...
— Видимо, там он и погиб в первые дни войны, — делится догадками Степан Иванович. — Никаких документов у нас нет. Возможно, пополнение просто не успели зарегистрировать. Я был в Брестской крепости, но узнать что-то новое о судьбе брата не удалось. А его мать всю жизнь хранила то первое и последнее письмо сына из армии.
Вскоре фронт добрался и до деревеньки Радковцы.

В полях, под снегом и дождем...

Отдельную историю мой герой рассказал о том, как он попал в армию. Повестка о досрочном призыве пришла в октябре 1943 года. На станцию Староконстантинов прибыл эшелон, юное пополнение выстроили в шеренгу. Степана и еще около двадцати человек вывели из строя и отправили в парикмахерскую стричься. Когда парни вернулись, выяснилось, что эшелон ушел. Через две недели Степана зачислили в команду 15-го отдельного зенитно-пулеметного батальона.
— В таком возрасте нужно учиться, а пришлось воевать. Но я очень хотел служить, — говорит Степан Иванович.
Молодой солдат, которому еще не исполнилось и 17 лет, ростом был всего 140 сантиметров. В это трудно поверить, но фотосвидетельства не оставляют сомнений. Сначала Степан был заряжающим, а уже дней через десять его поставили наводчиком боевого расчета. Наставлял новобранца солдат постарше — Сергей Горбунов.
Во время разговора на глазах пожилого собеседника то и дело проступали слезы.
— Я видел, как двое моих товарищей погибли от взрыва бомбы. Воронка была такая, что поместился бы деревенский дом, — вспоминает ветеран. — Когда видишь летящую на тебя с самолета бомбу, уже никак не успеешь среагировать, вцепишься в пулемет и держишься за него, пока стреляет. Трудно было вначале: постоянно в окопах, в грязи, приходилось сидеть на холодной земле. Винтовка — и матрас, и постель. От холода на голове у меня появились нарывы-фурункулы, ведь приходилось дневать и ночевать под снегом и дождем.

За боевые заслуги

На всю жизнь запомнилась ему охрана военного объекта в Черновцах. Немцы постоянно атаковали, пытаясь взорвать железнодорожный мост, по которому на запад шли десятки эшелонов с пушками, танками и другой бронетехникой. Но стратегический объект удалось отстоять.
Дальше путь бойца пролегал через Польшу. Запомнился Степану Ивановичу такой случай:
— В Катовице мы располагались на крышах жилых домов — по три пулемета на каждом. За обедом вниз спускался один член боевого расчета из пяти, по очереди. Приказ был такой: если начался бой, нужно незамедлительно вернуться, независимо от того, успел ты взять пищу или нет. И вот я возвращаюсь с бачком и ведрами, а тут налет! “Заговорили” наши пулеметы. Тут я увидел, что все местные жители сгрудились в арке дома, а лестницы и само здание ходят ходуном из-за пулеметной отдачи. Когда сам был наверху, этого даже не замечал...
— А на вашем счету есть сбитые самолеты?
— Во время налета одновременно стреляли десятки пулеметов — как разобрать, кто именно попал? Но, конечно, случалось, что сбивали врагов. Пулемет делал 50 выстрелов за несколько секунд. И я удивлял сослуживцев тем, что мог каждый патрон послать в цель. Поэтому меня очень быстро и поставили наводчиком. В чем секрет? Хорошее зрение, а еще я быстро разобрался что к чему.
Запомнился ветерану и день, когда ему вручили медаль “За боевые заслуги”. Однако судьба готовила ему тяжелый удар. Под Катовице в начале марта 1945 года бомба упала неподалеку от Степана Шмырко, и он был контужен, долго лечился в госпиталях, а отголоски той контузии мучают до сих пор.

Мирные дела

Юному зенитчику был уготован долгий путь от пулемета к школьной парте: на пенсию Степан Иванович  уходил, много лет проработав в вилейской школе № 3. Однако, прежде чем поступить в педагогический институт, пришлось еще послужить в армии. После расформирования батальона он попал в 50-й гвардейский танковый полк и продолжил службу в Германии, там же получил офицерское звание. В 1953 году из ГДР Шмырко направили в Симферополь, а затем — в Феодосию, где Степан Иванович встретил будущую жену, с которой прожил многие годы душа в душу.
— Валентина Ивановна умерла год назад и мне ее очень не хватает, — делится своей болью пожилой человек. — Мы с ней всегда и везде были вместе. Даже сегодня некоторые знакомые, видя меня одного, спрашивают, где же моя Валентина.
А тогда вместе с женой и маленьким сыном он переехал в Беларусь и “осел” в Вилейке, а в 1961 году уволился в запас по болезни. Много лет обучал детей истории и военному делу. Гордится тем, что больше сотни его учеников выбрали военную стезю, воспитанные примером своего учителя. Многие поддерживают с ним связь. И сегодня Степан Иванович часто приходит в родную школу, общается с детьми, воспитывает в них патриотизм.
— Каждый должен быть готов защищать свою Родину и достойно делать свое дело, — считает он.
На том и стоим.

Низкий вам поклон

Удивительное совпадение, а возможно, и закономерность — на наш конкурс “Письмо ветерану” прислали несколько работ ученики вилейской школы № 3. Одно из них было адресовано Степану Ивановичу Шмырко. Выдержки из него мы решили опубликовать вместе с историей самого ветерана.

А всем желающим поучаствовать напоминаем, что конкурс продлится до 30 июня, его победители получат призы. Свои письма присылайте в редакцию “Народной газеты” по адресу: 220013, г. Минск,
ул. Б. Хмельницкого, 10а. Электронные письма ждем по адресам: mila@ng.by и a_yasko@ng.by.

Здравствуйте, уважаемый ветеран Великой Отечественной войны Степан Иванович Шмырко! Совсем скоро наша страна будет отмечать очень важную дату — 70-летие освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Уже заканчивается подготовка грандиозного парада в городе-герое Минске, который по традиции состоится 3 июля. К сожалению, с каждым годом на этом празднике все меньше и меньше ваших ровесников — годы и страшный опыт пройденной войны берут свое. А ведь именно ваше поколение ценой нечеловеческих усилий и жертв смогло остановить фашизм — смертоносную силу, грозившую уничтожить все человечество.
Нельзя забывать и о том, какой ценой досталась эта победа. Вам предстояло увидеть и пережить то, что человеку не нужно видеть и знать: голод, лишения, смерть, гибель близких, физические страдания... Вас поддерживало то, чем невозможно не восхищаться, — огромная сила духа и любовь к Родине. Я знаю, что вера в победу никогда не угасала в вас, ради нее, ради своих будущих детей, ради всех нас вы готовы были отдать самое дорогое — жизнь.
Чем мы можем отблагодарить вас? Никакими словами нельзя выразить нашу благодарность, восхищение и гордость. Мы можем лишь продолжить ваше дело — дело сохранения мира на планете и в родной стране. Низкий поклон вам за ваш бессмертный подвиг!
Анастасия БОНДАРЬ, ученица 10-го класса
г. Вилейка

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter