Он с детства угол рисовал

Художник Владимир Акулов продолжает традиции витебской школы живописи
В Республиканском центре экологии и краеведения, что на улице Макаенка, недалеко от Белтелерадиокомпании, проходит удивительная выставка “Космос Владимира Акулова”. 


Евгений Ксеневич с портретом кисти Владимира Акулова. Главное отличие Акулова от других  в том, что он  всегда был амбициозен и хотел быть в одном ряду с великими

Автор проекта известный арт-менеджер и коллекционер Евгений Ксеневич надеется, что работает, как это часто бывает в искусстве, на опережение. А имя и работы его подопечного Владимира Акулова достойны того, чтобы со временем стоять в одном ряду с картинами Марка Шагала, Пабло Пикассо, Хаима Сутина.

...Говорят, многие дамы, получив в свое время портрет от художника Хаима Сутина, разрывали с ним всяческие отношения. Слишком уж своеобразен был взгляд художника. Женщины там представали с непропорциональными носами, рот мог быть искривлен, а лоб приплюснут.

Нечто похожее происходит и с Владимиром Акуловым. Портреты у него тоже весьма своеобразны. Евгений Ксеневич снимает со стены одну из картин.



— Ба! —  только и остается воскликнуть мне. — Евгений Антонович, да это же вы! Не обиделись?

— Почему я должен обижаться? Талантливая, оригинальная, своеобразная работа, — парирует Ксеневич. — Таким меня увидел художник. Тут уж ничего не поделаешь, — то ли шутит, то ли говорит всерьез куратор.

Евгений Антонович проводит меня по прохладным залам центра. Выставка расположена на двух этажах. Разумеется, тут представлены не все работы. Творчество Акулова огромно.



— Расскажите, с чего началось ваше знакомство.

— Художником Владимиром Акуловым я стал заниматься где-то с 1985—1986 годов, — вспоминает Ксеневич. — Наверное, у меня были какие-то предчувствия на его счет. Его первой картиной, которую я увидел, был портрет совершенно реального человека — портрет моряка Григория Родченко. Эта работа сегодня на выставке, специалисты ее отмечают. С самого начала у Владимира Акулова был свой стиль. Ему, конечно, повезло с учителями на худграфе в Витебске. Ими были известные графики и художники — Олег Орлов, Леонид Антимонов, главный художник Национального академического драматического театра им. Я.Коласа Александр Соловьев. Соловьеву уже 90 лет, и только сейчас он дождался своей маленькой выставки в Минске...

В Витебске всегда можно было оставаться чуть более свободным. 

К тому же у витебских художников была всегда особая связь с Санкт-Петербургом. А авангард Петербурга всегда был намного круче авангарда Москвы. Отец Владимира Акулова был городским художником: рисовал плакаты, афиши, занимался “оформиловкой”. Дядя преподавал графику, плакат и шрифт в Санкт-Петербургском университете культуры. Он был доцентом университета, и благодаря ему Акулов рано попал в Эрмитаж, увидел картины Пикассо, Матисса и других великих мастеров. Это была его точка отсчета, его мерило.



Витебск и ностальгия по эстетике Шагала отчетливо сквозят в некоторых его работах. Хотя он боится любых сравнений с Шагалом и другими авторитетами живописи, справедливо полагая, что у него свое лицо. Витебск — это не только город Шагала. Это город Веры Ермолаевой, Эля Лисицкого, Казимира Малевича. Их дух витает там до сих пор. В манере витебских художников, и прошлых, и настоящих, нет академизма. К сожалению, наша академия искусств во времена учебы Акулова грешила тем, что уравнивала таланты, приводила их к некоторому одинаковому знаменателю.

— Складывается ощущение, что Акулова больше знают в Европе, чем в Беларуси.

— Владимир Акулов действительно человек мира. Он работал в Берлине, Варшаве, Москве, Санкт-Петербурге, Риме, Брюсселе. Его ценят в Европе. В бельгийском Ватерлоо у него проходила персональная выставка. Он рисовал портрет великого писателя Чингиза Айтматова, когда тот уже работал послом в Европе и жил в Брюсселе.

Евгений Ксеневич не скрывает, что всегда помогал художнику материально:

— Без меня многие свои картины Акулов просто не написал бы, — считает он. — Надо было покупать подрамники, холсты, краски. Он никогда не получал никакой зарплаты, хотя всю жизнь был “пахарем”.

Также Ксеневич всегда следил за тем, чтобы Акулов не выпадал из современного информационного поля: давал ему книги, статьи, информационные материалы, каталоги, альбомы живописи, отправлял в музеи Италии. Художник насыщался новой информацией, перерабатывал ее, переосмысливал. С чем-то соглашался или нет. 

— На мой взгляд, нужно создать музей Владимира Акулова, куда будут приезжать ценители живописи со всего мира. Работ у него уже достаточно.

Для меня Акулов однозначно гений.

Пока я буду продолжать проводить выставки Владимира Акулова в больших и малых городах: Москве, Питере, Бресте, Витебске, Гомеле, Орше, Полоцке. Есть и новые проекты выставок в Китае, России, Европе. Надеюсь на персональную выставку мастера в Национальном художественном музее. Уверен, со временем мы будем гордиться им так же, как Шагалом, Сутиным, Бакстом.

pepel@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter