Художник Виктор Барабанцев — о творчестве, путешествиях и любви к родной стране

Он пишет портрет Беларуси

Он учился у народных художников Гавриила Ващенко и Владимира Стельмашонка. Объездил с мольбертом всю страну, а с выставками — едва ли не половину земного шара. Если собрать все картины заслуженного деятеля искусств Беларуси Виктора Барабанцева, можно составить максимально подробный портрет нашей Родины. И каждый штрих, каждый мазок автор пропустил через сердце, наполненное искренней любовью к родной земле, интересом к историческому прошлому Беларуси и культурным традициям нашего народа.

От юбиляра юбиляру

Виктору Барабанцеву — 75. Он уже давно живет и работает в Минске, но родился и вырос художник в Гомеле. А потому не случайно свою юбилейную выставку презентует в музее Гомельского дворцово-паркового ансамбля. В название экспозиции легли слова самого автора: «Почувствуй Родину в своей душе». Юбиляр не только принимал поздравления, но и сам приехал в родной город с подарком. И тоже к юбилею: Гомелю исполнилось 880.

— Мне, конечно, чуть меньше лет, чем родному городу, — улыбается Виктор Кириллович. — Вот хочу подарить Музею истории города Гомеля 30 своих работ. Здесь и чернобыльский цикл, и пейзажи с видами Припяти, Сожа. Пусть они хранятся на родной земле в постоянной экспозиции. Ну а я буду ее пополнять по мере сил.

На реке Сож.

Путь художника

Виктор Барабанцев не только выдающийся художник, но и интересный рассказчик. За каждой картиной — своя история. А вот вопрос о причинах, побудивших заняться живописью, поначалу ставит автора в тупик. Но внезапно он вспоминает эпизод из детства:

— У меня над кроватью висела картина со сказочным зимним пейзажем и дорожкой, уходящей в лес. Я потом выяснил, что нарисовал ее мой дядя. Сам он моряк, а картины писал просто для души. Ну а я классе в пятом уже осознанно занялся рисованием, даже купил в Гомеле самоучитель.

Мир. Пробуждение.
 
В 1968 году Виктор Барабанцев окончил минское художественное училище, в 1978‑м — Белорусский государственный театрально-художественный институт. Вскоре пришло признание. У него немало наград: так, в 2001 году стал лауреатом премии «За духовное возрождение», в 2010‑м награжден медалью Франциска Скорины. Но не ради них автор столько лет путешествовал по Беларуси. Смотрел, слушал, впитывал, чтобы потом поделиться с потомками душой родной земли.

«А божачкi мой, як жывы!»

Продолжая традиции белорусской реалистической живописной школы, Виктор Кириллович нашел себя в наполненной метафорами и символами камерной живописи и стал известен своими детализированными пейзажами. Каждая картина выделяется не только сюжетом, но и глубиной, форматом, пространством. Художник любуется природой, воспевая ее красоту. Лиричными и теплыми получаются и портреты. Герои порой сами просятся на холст — в прямом смысле. Барабанцев вспоминает:

— Иду как-то по деревне Красноозерное в Сморгонском районе, а на лавочке сидит простой деревенский мужик. Колоритный, лицо от загара красное. Подозвал меня и спрашивает: «А мяне намалюеш?» Я согласился и прямо там начал писать. Пока трудился, тот окликнул жену, чтобы показать ей свой портрет. Та и давай причитать: «А божачкi мой, як жывы!»

Эта картина, к слову, до сих пор в коллекции автора.

Портрет на заказ.

Портрет учителя и неожиданная встреча

Пишет художник только с натуры. Перед тем как изобразить человека, изучает его не один год. Мастеру позировали Алексей Дударев, Иван Миско, Ольга Ипатова, Нил Гилевич, Валентин Елизарьев. Есть и портрет учителя — Гавриила Ващенко.

— Гавриил Харитонович согласился легко, хотя только выписался из больницы, — рассказывает Барабанцев. — Лето, жара — а он в овчинке. Портрет писал в его мастерской по часу-полтора в день, чтобы излишне не утомлять. Один раз пришел, другой, третий. Работу ему не показывал. Наконец тот не выдержал и спросил, долго ли еще я буду его мучить. Попросил показать, что я успел написать, и сказал: «Виктор, первая заповедь художника — вовремя остановиться. Хватит — готов портрет».

Работу художник предлагал выкупить картинной галерее Ващенко в Гомеле, но пока она хранится у автора.

Весна на Ислочи.
 
Завела ищущая душа Барабанцева и в Жировичский монастырь.

— После чернобыльской аварии мне тяжеловато стало, — вспоминает Виктор Кириллович. — Десять дней жил с монахами. За это время исцелился, очистился. На память остался портрет одного на тот момент еще послушника. Пару дней к нему подход искал. Шел в свою келью, а он навстречу. Разговорились, выяснилось, что он сын известного белорусского скульптора Андрея Бембеля. Вот так интересно нас судьба свела. Сейчас он уже монах, поэтому имя другое — церковное.

От Англии до Китая

Старинные города, исторически значимые места, церкви и монастыри регулярно находят воплощение на полотнах мастера. Виктор Барабанцев принимает участие и в росписи белорусских храмов. Он создавал сложные по технике многоцветные фрески на сюжеты Священного Писания на стенах в церкви деревни Лебедево в Молодечненском районе, трудоемкие, профессионально сделанные мозаики в церквях Минска «Всех скорбящих Радость» и Марии Магдалины, в Доме милосердия. Приглашают художника и за пределы Беларуси. В польском Белостоке в соборе Святого Духа находится его мозаичное панно.

Произведения Виктора Барабанцева хранятся в ведущих музеях страны. Немало работ живописца находится и за пределами Беларуси: в частных коллекциях Англии, Бельгии, Кипра, Польши, Швеции, Голландии, США. Теперь к списку добавился и гомельский музей. 

Есть и серия работ, посвященных путешествиям. Можно увидеть морские и городские пейзажи с видами Прованса и Мадрида, Барселоны и Иерусалима. А поездка в Китай и вовсе стала настоящим испытанием.

— Четыре года назад захотелось посмотреть на Великую Китайскую стену. Добирался окольными тропами по камням, поднимался по веревочной лестнице. 36 градусов — жара. А я целый день там провел. Тяжело, но за работой времени не ощущаешь. Спускаться еще труднее было. Вечером до кровати чуть живой дошел.

Сила родной земли

Автор признается, что по Беларуси путешествовать комфортнее. Родные места наполняют душу художника своей неповторимой энергетикой, позволяя и в 75 лет часами творить на природе, забывая про усталость, жару, холод и другие помехи, которые разом становятся несущественными. На создание одной картины, признается мастер, может уйти как несколько недель, так и несколько лет. Но портрет родной земли еще не завершен. К нему добавляются все новые и новые краски, детали, образы. И Беларусь смотрит на своих детей с картин Барабанцева, рассказывая свою историю через пейзажи и портреты, маковки церквей и голубые озера.
— Беларусь я вижу открытой, доброй и гостеприимной, — говорит художник. — На моих картинах она наполнена чувствами живущих здесь людей. Любовью к своему дому, уважением к труду, заботой о близких, радостями и горестями. Наполнена умением сохранять свою культуру и традиции, чтить свою историю. А главное — красотой, которой больше нигде не сыскать.
boyarchuk@sb.by

Фото Таты КАВЕРИНОЙ.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter