«Он обладал отвагой гения и мужчины: не отводить глаз от правды, не бежать от зла»

АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-старший, выдающийся советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер и продюсер, скончался в ночь на 21 февраля на 75-м году жизни. Свои соболезнования семье режиссера выразили президент России Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев. Президент Беларуси Александр Лукашенко направил соболезнования его родным, близким и коллегам. «Творчество Алексея Германа оставило яркий след в истории современного кинематографа. Он был прекрасным режиссером, фильмы которого отражали настоящую правду жизни, подлинность человеческих отношений. Не случайно каждая его картина становилась культурным событием и завоевывала огромную народную любовь, — отметил глава государства. — В нашей стране Алексея Юрьевича знали и высоко ценили за талант, сильный характер и преданность искусству. Его смерть болью отозвалась в сердцах многих тысяч белорусов».

Алексей Герман-старший был принципиальным мастером и автором шедевров российского кинематографа XX века, он обладал великим даром, данным Богом

АЛЕКСЕЙ ГЕРМАН-старший, выдающийся советский и российский кинорежиссер, сценарист, актер и продюсер, скончался в ночь на 21 февраля на 75-м году жизни. Свои соболезнования семье режиссера выразили президент России Владимир Путин, премьер-министр Дмитрий Медведев. Президент Беларуси Александр Лукашенко направил соболезнования его родным, близким и коллегам. «Творчество Алексея Германа оставило яркий след в истории современного кинематографа. Он был прекрасным режиссером, фильмы которого отражали настоящую правду жизни, подлинность человеческих отношений. Не случайно каждая его картина становилась культурным событием и завоевывала огромную народную любовь, — отметил глава государства. — В нашей стране Алексея Юрьевича знали и высоко ценили за талант, сильный характер и преданность искусству. Его смерть болью отозвалась в сердцах многих тысяч белорусов».

РАНЕЕ Алексей Герман перенес серьезную операцию на сердце — сделали ее в Германии. Вскоре после возвращения в Россию он получил тяжелую травму руки, упав с лестницы. Режиссеру пришлось долго лечиться, из-за чего в очередной раз были перенесены сроки выпуска фильма по повести Стругацких «Трудно быть богом».

Лечение не привело к выздоровлению, и в ноябре 2012-го Алексей Герман-старший был госпитализирован. В конце декабря врачи провели ему операцию по удалению внутричерепных гематом головы. А после он заболел воспалением легких. Эта болезнь оказалась роковой. Несмотря на то, что врачи в конце января уже этого года объявили, что вылечили режиссера от пневмонии, последствия тяжелого недуга дали о себе знать, и Германа перевели в Центр экстракорпоральной детоксикации Военно-медицинской академии им. Кирова.

Напомним коротко биографию мастера. Народный артист РФ родился 20 июля 1938 года в Ленинграде. В 1960-м закончил Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. В 1964-м стал режиссером киностудии «Ленфильм», в 1985-м — секретарем Союза кинематографистов СССР. В 1990 году организовал «Киностудию ПиЭФ», где стал художественным руководителем.

Создал такие шедевры, как «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Хрусталев, машину!». Долгие годы работал над фильмом-экранизацией романа братьев Стругацких «Трудно быть богом», в последнее время уже сильно болея, жертвуя ради него своей жизнью. Фильм снимался долго и мучительно. Как главная работа в жизни.

«КАРТИНА «Трудно быть богом» фактически завершена. Осталась только перезапись звука. Все остальное готово... Последний раз, когда я его видел в сознании, он диктовал письмо в поддержку киностудии «Ленфильм». Студии, где он проработал всю жизнь и которую удалось спасти во многом и ценой его здоровья, — написал сын режиссера Алексей Герман-младший. — Для меня отец всегда был образцом достоинства, нестяжательства и честности. Он никогда не хотел дорогих машин или роскошных костюмов. Он считал, что в нашей стране интеллигент не должен превращаться в вора и богача. Верил во что-то иное, чем в то, что сейчас стало основным».

Сын также посчитал необходимым прояснить некоторые вещи: «Так получилось, что пока отец был здоров, вокруг крутилось множество киношников. Потом, когда он заболел, какая-то часть исчезла. Просто пропали. Он стал не очень нужен. Сгинули многие из тех, кому он помогал и советовал. Те, кто благодаря его советам получали престижные премии за документальные фильмы об аутистах, получали возможность снимать кино и многое другое. Они все сами знают... Пусть все останется на их совести. Главное, что с нами осталось множество друзей. Что студию «Ленфильм» не распродали на земельные участки. И то, что фильм «Трудно быть богом» будет закончен. И это будет прекрасное и честное кино.

Отец прожил свою жизнь достойно. Не предал своих идеалов. Не продался. Не поменял себя на суету. Верю, что он ушел в лучший мир».

АЛЕКСЕЙ Герман-старший был «человеком-эпохой», принципиальным мастером и автором шедевров российского кинематографа XX века, говорят его коллеги.

Председатель Союза кинематографистов РФ, режиссер Никита Михалков: «Из жизни ушел выдающийся художник. Можно совпадать и не совпадать характерами, взглядами на жизнь, но это абсолютно не умаляет того, что есть истины непреложные — это мастерство на высочайшем художественном уровне. Я считаю, что Алексей Герман снял ряд действительно шедевральных картин. Он, без сомнения, обладал великим даром, данным Богом. Я очень скорблю, что из рядов кинематографистов, тех, кто создавал честь и славу нашему кино, ушел один из его лидеров, искренне соболезную его близким, друзьям и всем тем, кто так или иначе прикасался к его творчеству».

Глава киноконцерна «Мосфильм», режиссер Карен Шахназаров: «Выдающийся мастер, нет слов. Один из самых принципиальных мастеров ХХ столетия, оказавший большое влияние на развитие советского и российского кино. Он снял несколько классических картин, таких как «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать дней без войны». Конечно, огромная утрата для нашей культуры, для кинематографа, для страны».

«На меня лично он произвел огромное впечатление, посмотрев его фильмы, я понял, что хочу заниматься режиссурой. У каждого человека есть свой «будильник» в душе, посмотрев «Двадцать дней без войны» и особенно «Мой друг Иван Лапшин», я понял, что это то кино, которое я люблю и которое мне нужно», — отметил режиссер Павел Лунгин. «Надо сказать, что он обладал большим гипнотическим влиянием на людей, даже его студенты получались все немножко «германы». Особенно это его гипнотическое влияние проявлялось в фильмах. Их немного, но они буквально «прилипали» к тебе. Больше всего я люблю фильм «Мой друг Иван Лапшин». Поразительно, как за этой простейшей историей вставала эпоха, вставали люди, — рассказал Владимир Меньшов. — У Германа в кино была репутация жесткого, требовательного к качеству художника, но это нормально». Режиссер Константин Лопушанский назвал Германа «эталоном нравственного отношения к искусству, и это очень редкое качество было чрезвычайно важным». Кинокритик Андрей Плахов вспомнил, как сложно поначалу принимали фильмы режиссера. «Герман начинал работать в советские годы, и по сравнению с кассовыми чемпионами он был аутсайдером, его смотрели немногие, которые понимали, что он гений, — добавил он. — Из-за цензуры некоторые фильмы Германа долго лежали на полках. Но когда появлялась возможность их показать, они не теряли актуальности. «Мой друг Иван Лапшин» — фильм, который тоже лежал, был не сразу принят, но стал классикой. А картина «Хрусталев, машину!», которая была показана на Каннском фестивале и вызвала переполох в жюри…»

Проникновенно высказался об ушедшем режиссере его коллега, документалист Олег Дорман: «Я преклонялся перед ним всегда, преклонялся, понимая, что сам я не знаю, как осуществить то, что я люблю, уклоняюсь от битвы, а он — великий рыцарь, который вызвал жизнь на сражение, чтобы победить… Он был самый честный, самый отважный: он смотрел на зло жизни в упор. Он никогда не отводил взгляда от ужасной стороны существования, чтобы плести рюшечки и кружева. Он из ЭТОЙ жизни создавал — извините за простодушие — искусство. Великая душа, переполненная любовью — и оттого страданием, состраданием, добротой. Отвага гения и мужчины: не отводить глаз от правды, не бежать от зла. Я не знаю НИКОГО — простите, дорогие любимые мастера, — НИКОГО, кто был в нашем кино так смел и честен: как художник, мастер, как человек. Ни в одном его фильме никогда ни одного фальшивого разрешения аккорда — ради общеудобной гармонии. …Это солнце погасло, так больно. Потому что он был заветной, жизнь дающей частью души…»

АЛЕКСЕЯ Германа-старшего похоронят в воскресенье, рядом с отцом, могила которого находится на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter