О фильме Кена Лоуча "Я, Даниель Блэйк" - все-таки золото в Каннах дают не зря...

Он, Кен Лоуч

Как известно, мнение жюри не обсуждается. Разве что кулуарно. Многие до сих пор не могут согласиться, что фильм признанного мастера мирового масштаба Кена Лоуча «Я, Даниель Блэйк» был удостоен главного приза Каннского фестиваля — «Золотой пальмовой ветви». Казалось бы, сюжетная прямолинейность, тематическая однозначность и социальная заданность никак не выводили именно этот фильм на уровень художественного открытия либо уникального авторского откровения.


Многолетняя и последовательная приверженность знаменитого 80–летнего англичанина социально–критическому реализму не может не вызывать уважения точно так же, как не могут не восхищать его безупречный профессионализм и творческая мобильность, почти всегда отмеченные наградами самых крупных кинофорумов. Есть авторы, которые всю жизнь «перебирают свои детские игрушки». А Лоуч, родившийся в семье шахтера, с детства усвоивший азы социального неравенства, всю жизнь «перебирает» истории социальных (национальных, политических, как в фильме «Ветер, который качает вереск», также удостоенный в свое время «Золотой пальмовой ветви») изгоев, тех самых маленьких людей, жизнь которых идет под откос из–за несовершенной бюрократической системы. Еще недавно у плотника Даниеля Блэйка была работа, семья, дом. В силу разных обстоятельств его жизнь изменилась: жена умерла, работу вынужден был оставить по состоянию здоровья. Впереди одинокая старость на пособии. Именно в это время Блэйк оказывается никому не нужным в мире административного хладнокровия и автоматизированных отношений. Точно так же, как и молодая женщина Кэти, как и многие другие. Степень драматизма от эпизода к эпизоду усиливается. Кэти в поисках заработка идет на панель, Блэйк вынужден продать свое имущество, от бесконечных мытарств здоровье сдает, его случайно находят умершим от инфаркта. Весь пейзажно–бытовой антураж, преднамеренно далекий от нарядности европейского пространства, все время подчеркивает ситуацию безысходности. Однако, несмотря на парадокументальность, которую применительно к Лоучу прозвали «реализмом кухонной раковины», этот фильм напрочь лишен эффекта «чернухи и депрессухи». Даниель Блэйк, Кэти, хотя и являются отверженными париями современного общества, совсем не выглядят опустившимися люмпенами. В них есть то человеческое достоинство, которое вызывает уважение, сочувствие и симпатию. Лоуч никогда не ограничивается обличением бездушности государственной машины. Именно искренность и сердечное понимание человека не дают фильму превратиться в социальную агитку.

Этот режиссер создает свое кино с абсолютной уверенностью, что оно способно хоть как–то изменить существующий порядок вещей, привести мир в движение. Кен Лоуч остается последовательным не только в фильмах, но и в своих гражданских позициях. Он поддерживает организацию Социалистическое Сопротивление, патронирует благотворительную организацию для бездомных, был одним среди шести человек в суде, которые предложили подписать поручительство для Джулиана Ассанжа. Сегодня этот автор, пожалуй, единственный, кто развивает традиции социально–критического реализма, которые у нас когда–то были, а теперь потеряны и забыты. Возможно, для этого нужен именно он, Кен Лоуч.

lpsm3163@mail.ru

Советская Белоруссия № 236 (25118). Четверг, 8 декабря 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter