В Минск едет спектакль "Старший сын" с участием Виктора Сухорукова

Он играет на похоронах и танцах

Как–то попав на кладбище Иркутска, где похоронен один известный драматург, и решив найти его могилу, чтобы положить на нее скромный букет незабудок, спросил у встречных забулдыг: «Где могила Вампилова?» «Сани?» — переспросили они так, как будто речь шла о хорошем знакомом, их приятеле. Как будто не утонул Вампилов в водах Байкала более сорока лет назад. «Пошли покажем!» — и бомжеватого вида личности привели меня к ней. Ухоженной и чистой. Так и запомнилась та картина: тишь, благодать, мои случайные провожатые в привычной для них нирване...

ФОТО SVSCENA.RU
Сегодня в Минске в Центральном Доме офицеров мы увидим российскую версию спектакля «Старший сын», который привозит одна из частных театральных компаний в режиссуре Павла Сафонова. Главную роль Сарафанова будет играть звезда театров Виктор Сухоруков. Сафонов и Сухоруков уже работали вместе над спектаклем «Тартюф» на Малой Бронной и приезжали с постановкой в Минск.

Сухоруков бывал у нас не только с «Тартюфом», но и с «Игроками» Олега Меньшикова... И теперь вот — «Старший сын» и Сарафанов.

Что мы знаем о главном герое спектакля? Каким выписал его недавний юбиляр? (В 2017 году вибрирующая смыслами театральная общественность отметила 80–летие со дня рождения Александра Вампилова.) Уволен из городского симфонического оркестра, играет теперь на кларнете где придется: в кинотеатре, клубе железнодорожников... Пишет то ли кантату, то ли ораторию «Все люди — братья». О музыкальном произведении дочь Нина говорит так: «Всю жизнь, сколько я себя помню, он сочиняет эту самую ораторию... Он написал целую страницу». Беззащитный, совестливый человек. Большой ребенок.

Когда жених Нины Кудимов вдруг вспоминает за праздничным столом, что встречал Сарафанова недавно в траурной процессии, повисает неловкая пауза, а у зрителя щемит сердце: в доме все поддерживают миф о Сарафанове как о кларнетисте симфонического оркестра. «Я видел вас на похоронах... — говорит нечуткий Кудимов. — Как я мог забыть, ведь это было на прошлой неделе, и в руках у вас был этот самый кларнет!..» «Да, я должен признаться... Михаил прав. Я играю на похоронах. На похоронах и на танцах», — в конце концов произносит раздавленный отец–неудачник.

Конечно, нам сразу вспоминается бесподобный и недосягаемый Евгений Леонов из фильма Виталия Мельникова. Леонов признавался, что играл в картине свои отношения с сыном. По–своему пронзительный Владимир Ушаков играл Сарафанова в спектакле минского Современного художественного театра. Знатоки могут вспомнить постановку режиссера Анатолия Кузнецова в Русском театре 1973 года «Свидание в предместье» с блестящим актерским составом: Ольга Клебанович, Людмила Былинская, Елена Пастревич, Валерий Филатов, Владимир Курган, Борис Падва... Сарафанова играл Александр Белов.

Организаторами гастролей нынешний спектакль тактично рекомендован для семейного просмотра. Кроме Сухорукова и Ломоносовой, заявлены харизматичный Евгений Стычкин и Евгений Пронин, некогда уверенно заявивший о себе в фильме «Гарпастум» Алексея Германа–младшего, звезда «Сатирикона» и картины «Географ глобус пропил» Агриппина Стеклова, дочь актера Владимира Стеклова. Есть на кого посмотреть!

«Старший сын» — история пробуждения человеческой души, обретения любви. Уверен, что Виктору Сухорукову, пережившему немало личных драм и коллизий, достигшему в свое время вершин питерского дна, есть что привнести в эту бенефисную роль. И повторить вслед за бессмертным хитом группы «Машина времени»:

И вновь смычок рождает звук.
Сто новых свадеб — сто разлук.
Он играет на похоронах и танцах:
Вся наша жизнь — одно из двух.

Добрый зритель в 9–м ряду.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter