Как вырастить в деревне музыкального вундеркинда — история Ильи Киселева

Он еще сыграет на бис

— Хочу стать профессионалом! —
уверенно говорит 12-летний тромбонист Илья Киселев. Перед самым выступлением на «Джазовых вечерах у Ратуши», где собирается многотысячная толпа, спрашиваю у него: мол, не волнуешься? Получаю в ответ такое же уверенное «нет». В сущности, что ему волноваться после грандиозного конкурса «Щелкунчик» на канале «Россия-Культура», когда юному белорусскому таланту пришлось буквально жить под прицелами телекамер! Вот это было гораздо труднее, признается мальчик, спокойный и солидный, как медвежонок. Точно знает, куда идет, точно знает, чего хочет.

Илья Киселев — новая яркая звездочка на нашем музыкальном небосклоне. Из тех детей, которых называют вундеркиндами, подсознательно ожидая увидеть хрупкое сутулое существо в очках. Но нет. Парнишка из поселка Красная Слобода в Солигорском районе сначала не рвался в музыканты, мечтал стать штангистом. Передумал, когда подержал в руках тромбон. Блестящий инструмент и впрямь весит несколько кило, но Ильюша — парень крепкий.

— Он ко мне совсем маленьким пришел, второклашкой, — вспоминает педагог Сергей Дубовик. — Детям трудно играть на тромбоне, обычно в 12 лет только начинают учиться, а я рискую и беру совсем маленьких ребят. Ставлю дыхание, они проходят у меня через блокфлейту, целая система разработана. Специфика тромбона — 7 позиций (положений кулисы), поэтому мы специально подбирали инструмент покороче, нашли недешевый американский. Чтобы достать пятую позицию, он загибался в дугу! Сейчас–то рука уже немного подросла...

Но зато сразу с первых конкурсов — успех: начиная с «Джаз–тайма» в Солигорске, где Илья с ходу взял Гран–при. Впрочем, на областные конкурсы он давно уже не ездит: везде побеждал, и неэтично лишать других ребят их шанса. На «Щелкунчике» в Москве вышел в финал, сейчас готовится к не менее престижной «Синей птице» на российском Первом канале. Заниматься приходится по 4 часа каждый день, и только летом есть время, чтобы побегать и поиграть с друзьями.

Красная Слобода — агрогородок, однако местная школа искусств в некотором роде феномен. Как и всем сельским музыкалкам, ей регулярно не хватает финансирования на покупку инструментов, возникают самые разные проблемы и вопросы. Однако талантливых выпускников здесь год от года меньше не становится. Все дело в педагогах, признается директор Краснослободской детской школы искусств Александр Ковалевский. Он сам тубист и тоже учился у Сергея Дубовика:

— Сергей Николаевич, приехав 30 лет назад учительствовать в Красную Слободу, задался целью возродить духовую секцию. И, как хороший опытный специалист, смог это сделать. На протяжении всех этих лет тромбонисты — элита нашей школы, ведь тромбон — это своего рода скрипка духового оркестра, для игры на нем требуется большой слух. Учатся дети и на трубе (есть среди учеников еще один юный вундеркинд — трубач Никита Брыль).

Есть тут и такие экзотические по нашим временам инструменты, как туба и баритон, обязательные народные, джентльменский набор — баян, аккордеон, цимбалы, фортепиано... Но именно духовая секция — поющее сердце краснослободской школы.

— У нас на 4 тысячи населения — собственный духовой оркестр. И школа искусств, которой я жизнь отдал, — Сергей Дубовик вспоминает, как когда-то пришел сюда один и вел все инструменты. — Знаменитый белорусский трубач Виталий Волков рассказывал когда-то, как он на Ближнем Востоке учил духовиков, и смеялся: «Сергей, ты работаешь, как я в Ираке!» Мои выпускники сейчас сами уже работают. А я прекрасно себя чувствую, собираюсь на пенсию, да не отпускают.

И правильно делают, потому что сегодня педагог ребенка должен не только выучить, а еще и убедить родителей, что музыка — дело нужное и важное. Папа Ильи Киселева — обычный комбайнер, мама — повар, простая трудовая семья, каких много во всех уголках Беларуси. А ребенок вырос настоящим талантом. Но конкурсы — это поездки и траты, не только времени, но и денег. И вот уже мама в сердцах восклицает: лучше б сын стал электриком! Но на помощь приходит отец: в технический колледж всегда можно успеть, а так — у парня же получается, пусть играет. Да и сами по себе деревенские дети более серьезные, целеустремленные, чем разбалованные горожане. Спрашиваю у Ильи: «Не передумаешь заниматься музыкой?» В ответ слышу спокойное: «Нет, я буду играть». Он очень уверен в себе и своем выборе. Он готов работать. А значит, дойдет до вершины.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter