«Олимпийка» стратегического назначения

После обновления главная автодорога Беларуси станет для водителей еще более привлекательной На комплексную реконструкцию дороги М1/Е30 Брест —Минск — граница России в ближайшие два года направят 435 миллиардов белорусских рублей (свыше 200 миллионов долларов). Эти затраты принесут выгоду не только Беларуси, но и России, так как на долю последней приходится львиная доля автогрузового транзита, следующего через белорусскую территорию.

Третье дыхание
Для “олимпийки”,  по сути созданной к Московской Олимпиаде 1980 года, работы, запланированные на ближайшие два года, станут уже третьим этапом масштабного обустройства. До этого во второй половине 90-х на модернизацию отрезка в 269 километров, или почти половину всей протяженности, израсходовано 122 миллиона долларов, в том числе 50 миллионов — за счет кредита Европейского банка реконструкции и развития. После этого эта трасса стала платной, единственной таковой в Беларуси и по сей день.
Позже “довели до ума” остальные участки. В результате пользователи М1/Е30 получили магистраль, на всем протяжении которой четыре полосы движения с применением современных технологий и средств организации дорожного движения. На большей ее части разрешенная максимальная скорость движения возросла до 120 километров в час, что позволило увеличить пропускную способность дороги и улучшить экологическую обстановку.
За два года планируется отремонтировать, с учетом проведения текущего ремонта, дорожные полосы общей протяженностью 975 километров. В итоге автоводители получат дорогу с гораздо более высокими качественными характеристиками. Достаточно сказать, что, как обещают в департаменте “Белавтодор” Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси, на всем протяжении она будет способна выдерживать нагрузки на ось в 11,5 тонны.
В дальнейшем, рассказал главный технолог управления взимания дорожных сборов РУП “Белавтострада” Игорь Рябов, на “олимпийке” для ускорения пропуска автотранспорта в местах расположения четырех пунктов взимания дорожных сборов планируется построить дополнительные полосы и внедрить новые бесконтактные технологии взимания платы, с помощью которых  водитель сможет проезжать пункты сбора без остановки.
Синхронно с товарооборотом
С улучшением состояния дороги М1/Е30 растет и транзит по ней. В последнее время прирост интенсивности движения составляет в среднем 5 процентов в год. В минувшем году этот показатель, по информации главного инженера РУП “Белавтострада” Николая Смолика, увеличился до 11 процентов.
Весомый вклад в такую динамику прироста транзита делают, безусловно, россияне. Из общего потока иностранных автомобилей более половины — с российскими номерами. Если же учесть, что многие грузовики, например, с голландскими, польскими номерными знаками де-факто тоже являются российскими, то доля россиян среди всех иностранцев на “олимпийке” достигает, по экспертным оценкам, и все 70—80 процентов.
В целом же за последние шесть лет автомобильный грузовой транзит по всем дорогам Беларуси практически утроился и достиг 600 тысяч машин в год. Если присмотреться к его динамике, то становится очевидным, что изменение масштабов таких  грузоперевозок практически в точности повторяют тенденции товарооборота между Россией и странами Европы, находящимися западнее Беларуси.
В последние два года грузовой автотранзит через территорию Беларуси ежегодно прирастал на 23—24 процента. По данным таможенной статистики, транзитом через территорию Беларуси автомобильным транспортом в прошлом году было перевезено 7,8 миллиона тонн грузов. Между тем, по словам начальника отдела Минтранса Сергея Кучинского, “суммарный транзит по северному обходу через территорию Литвы, Латвии и по территории Украины составил менее 4 миллионов тонн, включая грузы, которые перевозились из портов Балтийского и Черного морей”.
С одной стороны, это означает, что дороги Беларуси испытывают практически вдвое большую нагрузку и на их содержание требуется вдвое больше средств. С другой стороны, становится очевидным, что большинство водителей грузовиков выбирают именно Беларусь, что приносит стране значительные финансовые поступления от взимания различных транзитных сборов.

По прямой
Самый ближайший путь из стран Евросоюза в Россию (за исключением ее северо-западных регионов) лежит через Беларусь. Это четко осознавали торговцы в прежние века и, к сожалению, завоеватели вроде Гитлера и Наполеона. Как дважды два отчетливо это понимают и современные автомобильные грузоперевозчики. Трасса М1/Е30 длиной 610 километров ведет из Бреста к российской границе в самое сердце этой страны. Отклониться от этого очевидного маршрута могут вынудить только сложности таможенного оформления, высокая стоимость проезда, плохие дороги да бедный придорожный сервис.
В Беларуси это четко осознают, поэтому обновляют дороги. Только за минувший год реконструировали более 1,3 тысячи километров автомобильных дорог. О высоком качестве таких работ свидетельствует хотя бы тот факт, что белорусские дорожники в непростой борьбе выиграли несколько тендеров и теперь занимаются ремонтом дорог на территории России.  
Прирастает и придорожный сервис. Только за ближайшие четыре года планируется построить свыше 600 новых объектов придорожного сервиса. На 610 километров трассы М1/Е30 уже сегодня приходится 40 АЗС, 32 предприятия торговли, 75 пунктов питания, 9 мотелей и кемпингов. Владельцы всех этих объектов кровно заинтересованы в увеличении интенсивности движения: больше машин — больше потенциальных клиентов.
Относительно “прозрачная” белорусско-российская граница значительно упрощает путь россиянам. Введенные в Беларуси меры по конвоированию особо ценных грузов, конечно же, бьют по карману российскому перевозчику. Но это, подчеркивают власти Беларуси, — временный и вынужденный шаг, призванный прекратить махинации, когда груз, следующий якобы в Россию, бесследно “растворялся” на просторах Беларуси.
 Ставки платы за проезд на “олимпийке” для российских двухосных грузовиков в полтора раза ниже, чем для аналогичных машин из других зарубежных стран.     Россиянин     платитит 8 долларов, а его иностранный коллега — 12.  Сбор с четырехосного грузовика на брестской трассе составит 50 долларов, а за аналогичное расстояние, например, в Словении и Великобритании пришлось бы выложить около 120,  во Франции — свыше 130, Австрии — сумму в эквиваленте более 160 долларов.
Сравнить общую сумму затрат на пересечение белорусской территории с теми деньгами, которые бы потратили россияне, если бы направились в объезд Беларуси, чрезвычайно сложно. Такие расходы складываются из таможенных платежей, уплат за пользование дорогами, из потраченного горючего, потерь от износа автомобиля на плохих дорогах, а также многих других составляющих. Но судя по тому, что большинство россиян выбирают все же белорусский транзит, можно сделать логичный вывод, что такой маршрут самый выгодный.
В перспективе, если будет реализована идея, озвученная в свое время госсекретарем Союзного государства Павлом Бородиным, привлекательность белорусского транзита может вырасти многократно. По его мнению, необходимо продлить нынешний трансевропейский транспортный коридор Е30, который сегодня тянется из Лондона через всю Европу, Беларусь в центральную часть России, до Сеула и Токио. “Это миллионы рабочих мест и дополнительные доходы от обслуживания транзита”, — объяснил госсекретарь выгодность этого проекта.  
Общий плюс
Сборы за проезд, признаются белорусские чиновники, только частично покрывают издержки страны на содержание автодорожной сети. Например, по словам начальника управления департамента “Белавтодор” Мин-транса Василия Яковлева, собранная плата за проезд по главной магистрали М1/Е30 сегодня лишь на треть компенсирует затраты на ее содержание, ремонт, обеспечение безопасности, развитие сервисных услуг.
Тем не менее, утверждают специалисты, игра стоит свеч. Если в чем-то Беларусь и теряет, то в целом транзит для нее выгоден: растут таможенные поступления, обеспечены работой и зарплатой люди, занятые в смежных с дорожным хозяйством сферах. Но такая выгода будет лишь тогда, когда Беларусь будет оставаться для иностранного, и в том числе российского, автоперевозчика наиболее выгодным направлением транзита.
То, что основная масса российских транзитных перевозчиков движется через Беларусь, свидетельствует, что справится с такой задачей белорусам удается. 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter